Найти тему
Белая Орхидея

О месте женщины под солнцем - всё ли легко и просто у нас?

Оглавление

Как и обещала, начну статью со скандала😊

Сто лет назад в Лувре разразился grand scandale. Парижане с интересом следили за новостями и ожидали результаты экспертизы полотна "Пирующая пара". Картина была приобретена знаменитым музеем
в 1893 году, а искусствоведы Лувра имели безупречную репутацию -
ни у кого ни разу даже не зародилось сомнения, что полотно "Пирующая пара" написана голландским художником Франсом Хальсом.

Картина, оказавшаяся в 1924-25 гг. в центре скандала и судебного разбирательства:

Источник https://artchive.ru/publications/4446~9_udivitel'nykh_faktov_iz_zhizni_Judit_Lejster
Источник https://artchive.ru/publications/4446~9_udivitel'nykh_faktov_iz_zhizni_Judit_Lejster

Как оказалось, подпись известного голландского портретиста была сфальсифицирована. Скорее всего, продавцом полотна, чтобы поднять цену товара. А когда просветили рентгеном слои масляной краски, под якобы автографом Франса Хальса обнаружили еле заметную заглавную букву и звёздочку - J*. Это означало, что полотно принадлежало голландской художнице Юдит Лейстер.

Весь мир узнал, что в знаменитом музее Франции почти 30 лет висела картина, ошибочно приписанная другому мастеру-портретисту.

И тут же искусствоведы на перебой начали кричать: "Мы знали!
Мазки женской руки не такие мощные и энергичные, как у Хальса!"

Этот скандальный эпизод перевернул представление многих людей о Средневековье и показал лишь одно - место женщины в то время было около плиты, около колыбели или в церкви. А уж мужчины-живописцы вообще не признавали заслуг противоположного пола, считая работы жён, дочерей или сестёр третьесортной мазнёй.

"Искусство для мужчин, ремесло для женщин", - очень удобный девиз.

Но, как оказалось, многие полотна своих супружниц мужчины легко выдавали за свои, а торговцы картинами вовсю пользовались бесправностью женщин, без зазрения совести замазывая их подписи.

Эпоха Просвещения внесла некоторые послабления в жизнь женщин.
Им даже разрешили заниматься живописью так называемых низших жанров - пейзажами, натюрмортами и портретами. А вот высокие мотивы - религиозные темы, мифология или исторические сюжеты - оставались
за мужчинами. Потому как женщинам строго запрещалось рисовать обнажённую натуру. Их даже не пускали в классы, где начинающие художники учились изображать нагое тело, глядя на позирующую модель.

Как видите, женщины на полотне Иоганна Цофанни "присутствуют" только на развешанных на стене картинах😄

Иоганн Цоффани, «Портрет членов Королевской академии в натурном классе», 1772 г.
Иоганн Цоффани, «Портрет членов Королевской академии в натурном классе», 1772 г.

Но вернёмся к Юдит Лейстер - жительнице Харлема и ученице Франса Хальса, которая оказалась более смелой, чем её современницы. Она подписывала свои работы и даже добилась того, что её приняли в Гильдию живописцев родного городка, похожего на сотни других голландских местечек с царящих в них атмосфере пуританства и уверенности, что всё же женщине суждено выполнять свой прямой долг - быть верной женой
и хорошей матерью.
А всё остальное - бабья блажь!

Быть ученицей Мастера и не подражать ему? Да кто сможет устоять перед таким искушением! Вот почему некоторые работы Юдит Лейстер путают с Франсом Хальсом.

Достаточно взглянуть на две работы - Учителя и Ученицы:

Источник https://artchive.ru/publications/4446~9_udivitel'nykh_faktov_iz_zhizni_Judit_Lejster
Источник https://artchive.ru/publications/4446~9_udivitel'nykh_faktov_iz_zhizni_Judit_Lejster

Карьера Юдит Лейстер была недолгой. В 27 лет она вышла замуж
за плодовитого харлемского художника Яна Минсе Моленара, родила пятерых детей и, как нормальная по меркам XVII века женщина, окунулась в домашние хлопоты, забросив персональные занятия живописью.

Но за восемь лет Юдит Лейстер оставила яркий след в искусстве портрета. Её работы полны жизнелюбия, яркостью и доброй иронией.

Даже в автопортрете, принесшем Юдит уважение среди художников Харлема, считывается её весёлый нрав и искорка лукавства.

Причём художница не стала выстраивать композицию в классическом ключе. Наоборот, она запечатлела саму себя в момент, когда буквально на минутку оторвалась от работы, чтобы поприветствовать "вошедшего" в её мастерскую - любого зрителя, который оказался около её автопортрета.

Автопортрет Юдит Лейстер три столетия хранил тайну.

Уже в наше время рентген показал, что под портретом скрипача первоначально была изображена... сама Юдит. То есть получается, что автор хотела создать портрет в портрете, но почему-то отказалась от своей затеи. Возможно, серьёзные мужи от живописи не поняли были шутки 20-летней Юдит.

Юдит Лейстер, "Автопортрет", 1630 г.
Юдит Лейстер, "Автопортрет", 1630 г.

Теперь вы приблизительно знаете, что творилось в живописи на "женской половине" в XVII-XVIII вв. Что творилось у мужчин, читайте здесь.

В наши дни, благодаря влиянию феминисток на современный мир, человечество открыло для себя имена талантливых женщин во всех сферах искусства - живописи, скульптуры, литераторстве, поэзии.

Лично для меня феминизм - палка о двух концах. Но в вопросе восстановления справедливости и извлечения из небытия имён уникальных женщин я только "ЗА!" обеими руками.

P.S. Фильм, который я предлагаю сегодня, повествует о судьбе Сидони Коллет. Сюжет картины ярко показывает отношение мужского мира
в первой половине ХХ в. к талантливой французской писательнице,
которая борется за свои права писать под собственным именем.
Приятного просмотра!

Понравилась статья? Всегда рада читателям
и подписке на мой канал - это вдохновляет!

До новых встреч!

Ваша Белая Орхидея