Многие из нас могут похвастаться хорошей памятью. Однако даже самые одаренные, как правило, не помнят первые годы жизни. Первые шаги, первые слова — все это ускользает из нашей памяти.
Уже много десятилетий этим феноменом занимается множество психологов, неврологов и лингвистов. Зигмунд Фрейд назвал его детской амнезией.
Почему мы теряем воспоминания?
Исследования показывают, что младенцы демонстрирую открытость новой информации и могут формировать до 700 нейронных связей каждую секунду. Причем процесс обучения начинается уже в утробе матери.
Затем начинается процесс потери информации. Немецкий психолог 19 века Герман Эббингауз вывел кривую забывания, согласно которой половина изученного теряется уже через час, а спустя месяц мы сможем вспомнить лишь 2-3% изученного.
Однако, проанализировав способности к запоминанию у младенцев и кривые забывания, было обнаружено, что мы помним гораздо меньше, чем должны согласно кривым Эббингауза.
Некоторые люди отмечают воспоминания двухлетнего возраста, но в целом разрозненные воспоминания относятся к возрасту в три с половиной года. Причем яркость и количество воспоминаний зависит от места проживания и культуры. Рассказы американцев более подробные и красочные, а выходец из Китая будет сдержан и лаконичен. Это объясняется тем, что в западной культуре придается большое внимание событиям, произошедшим в детском возрасте, в то время, как на востоке воспоминания детства не особо важны.
Дальнейшие исследования показали, что нет никакой разницы во времени появления первых воспоминаний у слышащих индивидов и детей с проблемами слуха. Это позволило сделать выводы о том, что, в детском возрасте еще не сформирован механизм запоминания информации. Учитывая большую роль гиппокампа в этом процессе, следует предположить, что именно он влияет на процесс эффективного запоминания в детском возрасте. На определенном этапе развития количество образующихся нейронных связей сокращается и начинает формироваться долговременная память.
А куда же деваются воспоминания младенчества? Исходя из того, что события, пережитые в раннем детстве, могут влиять на наше поведение спустя многие годы, психологи высказывают предположение, что информация должна сохраняться, но при этом оставаться недоступной сознанию.
Подробнее о закономерностях запоминания информации мы говорим на курсе повышения квалификации по клинической психологии.