Найти в Дзене
Буду искренен

Как пара слов из детских уст могут разрушить человеку жизнь? Фильм "Охота" с Мадсем Миккельсеном

Оглавление

Не так давно посмотрел фильм «Охота» 2012 года с Мадсем Миккельсеном в главной роли… И ничуть не пожалел, фильм действительно стоящий! Ниже рассказываю почему.

Хорошее фестивальное кино

Это то самое фестивальное кино насколько оно может быть фестивальным. Сильно заметна изначальная ориентированность фильма на получение каких-либо престижных наград, что и подтверждает выигрыш некоторых из них и множество номинаций в других конкурсах.

Схема такого кино донельзя проста - берется какая-то реалистичная социальная (зачастую) проблема с острым подтекстом и возводится в абсолют, затем задается преднамеренная камерность происходящего дабы погрузить таким образом зрителя в гущу событий и сделать из него своего рода пассивного участника (или наблюдателя) всего, что происходит в фильме. На одни из главных ролей берутся дети, а к детям как известно всегда испытываешь те же эмоции, но в три раза сильнее.

А к кому можно испытывать еще более сильные эмоции, чем к детям?

Правильно, к животным. И милая собачка тут тоже присутствует. Ну еще больше эмоций может вызвать разве что одушевленный волейбольный мяч (небольшая отсылка, к чему – догадаетесь сами). Конечно, где-то я иронизирую, но тем не менее доля правды в этом есть и это наша психология, которая заслуживает отдельного рассмотрения, так что не будем отходить от обзора самого фильма.

Далее остается только все это связать сюжетно, придать необходимую драму событиям, а точку в этой беспроигрышной комбинации поставит актерская игра, с которой датчанин Миккельсен, конечно же, справляется на все 100 баллов из 10 возможных.

Действительно простая схема, не находите?

Таким образом можно манипулировать эмоциями зрителя и вносить существенный вклад в формирование хорошего впечатления о фильме.

Но делает ли это фильм плохим (а то можно было подумать, что я уже хочу его раскритиковать)? Нет.

Фильм отличный и заслуженно получил свои награды. Если фильм заходит на «ура», если все приемы в нем работают, то есть ли разница в том сложную ли он идейную основу под собой имеет или все очень просто? Обычно фильмы такого плана имеют существенные просадки в плане динамики развития событий, и в какой-то момент становится скучно смотреть, но данное кино на удивление смотрится легко и на одном дыхании на протяжении всего хронометража.

Сюжет

О чем вообще фильм?

Главным героем является мужчина среднего возраста, воспитатель детского сада в небольшом датском городишке – Лукас (Мадс Миккельсен), который в прошлом был учителем в школе, но ее закрыли, а Лукас не хотел прекращать работу с детьми, поэтому решил, что работа в детском саду будет возможностью продолжать заниматься любимым делом – учить детей. Хотя, имея светлый ум, он мог работать и на более высокооплачиваемой должности в какой-нибудь престижной фирме. В один из обыденных дней одна из воспитанниц детского сада – девочка Лара влюбляется в Лукаса, проявляя знаки внимания, но, будучи по понятным причинам отвергнутой, решает неосознанно отомстить своему обидчику, сказав директору детского сада, что Лукас якобы до нее домогался. В дальнейшем из-за детской лжи жизнь Лукаса превращается в настоящий ад

Кадр из фильма. Момент разговора Лары с директором. Картинка из интернета.
Кадр из фильма. Момент разговора Лары с директором. Картинка из интернета.

Как я и сказал вначале - проблема возводится в абсолют. Взрослым как будто полностью отключает здравый рассудок, и они начинают слепо верить паре слов девочки, додумывая остальное у себя в голове. Лично мне хотелось просто кричать при просмотре от недальновидности и твердолобости некоторых взрослых. Не совсем также понятна и логика в некоторых поступках героев. Показанное в фильме, конечно, очень утрировано и вряд ли имеет место быть конкретно такая же ситуация в реальной жизни. Тем не менее данные преувеличения понятны и сделаны для того, чтобы повысить общую эмоциональность и остроту происходящего, как бы давая понять к чему это МОЖЕТ привести, а не как это есть на самом деле.

В фильме четко звучит фраза:

«Дети всегда говорят правду».

Может не так дословно, зависит от перевода, но смысл передан точно. На самом деле это не совсем так. Дети говорят только правду лишь до какого-то определенного возраста, когда у них еще не так развита фантазия и они в принципе не имеют представления о таком понятии, как ложь. Девочка Лара – основная виновница событий в фильме, находится в том возрасте, когда дети говорят 50 процентов правды, а 50 процентов придумывают, когда у них во всю начинает играть фантазия, а факты (вымышленные и правдивые) в голове смешиваются и превращаются в подобного рода истории. Так и произошло в фильме, если внимательно слушать рассказ девочки и принять во внимание предшествующие события, то ровно половина сказанного ей окажется правдой, а остальная половина окажется вымышленной. Конечно, все это весьма условно и приблизительно, а также играют роль и индивидуальные качества ребенка, но в целом данные утверждения имеют место быть. Таким образом, если бы с девочкой до момента выдвинутых обвинений в сторону Лукаса поработал грамотный детский психолог, то на этом бы все и закончилось. Но тогда было бы неинтересно смотреть)

Почему фильм называется «Охота»?

Вообще главный герой сам является охотником, а его любимым блюдом - оленина. Но в фильме в буквальном смысле начинается охота на него самого, это постоянная жестокая травля, разум людей полностью застилает лютая ненависть к одному единственному человеку, и он становится настоящим изгоем, ведь, что еще может быть ужаснее, чем домогательство до маленького беззащитного ребенка?

Актерская игра

Здесь стоит только стоя аплодировать блестящей актерской игре Миккельсена. Казалось бы, такие эмоциональные моменты должны полностью выводить человека из себя, и ты ждешь, что актер будет просто кричать в кадре и максимально демонстрировать свою неравнодушие к происходящему. Но нет, данное поведение абсолютно неправильно и в такие моменты часто начинаются переигрывания и потуги выдавить из себя эмоции, которые в данный момент совсем даже не к месту. В грамотной актерской игре нужно четко понимать кого ты играешь и исходя из этого и, конечно, из ситуации правильно подстраивать свое поведение, темп речи и интонацию. Миккельсену удается четко соблюсти баланс между эмоциями и необходимой сдержанностью, ведь его персонаж все-таки является учителем, он интеллигент, добряк и честный человек. Мадс играет очень тонко, используя мимику и выражение глаз, а в нужные моменты подключая все остальное тело. Он плавно повышает интенсивность движений синхронно с нарастающими эмоциями и психологическим состоянием. Да, иногда одной небольшой мышцей на лице, которых там больше, чем на всем остальном теле, можно сыграть лучше, чем пытаться судорожно расплескивать руками во все стороны.

Кадр из фильма. Лукас во время охоты на оленей. Картинка из интернета.
Кадр из фильма. Лукас во время охоты на оленей. Картинка из интернета.

Дополнительные замечания

Еще стоит выделить акцент повествования в фильме, сделанный чисто на взаимоотношениях между людьми. Здесь практически не уделяется никакой роли процессу расследования дела, нет ни судебного процесса, ни демонстрации работы органов, ни работы тех же самых психологов. Все сосредоточено на отношениях людей, давно знающих друг друга – друзей, супругов, соседей, коллег, родителей и детей. В фильме показано, как моментально из лучшего друга можно превратиться в самого ненавистного человека, как из уважаемого во всем городе учителя можно превратиться в презираемого всеми извращенца.

Итог

Исходя из всего вышесказанного можно подвести итог, что данный фильм о том, как одна небольшая фраза, сказанная одним ребенком в безобиднейшей, казалось бы, ситуации может вылиться в настоящую трагедию для другого человека, который совсем этого не заслуживает. И самое главное, что с подобным в своей жизни может столкнуться любой взрослый человек.

Фильм также заставляет задуматься о следующих вопросах:

Можно ли ненавидеть девочку за ее поступок?

Пожалуй, тут нельзя дать однозначного ответа. С одной стороны, ты понимаешь, что девочка поступила плохо и подвергла своими действиями хорошего человека на тяжелые испытания и возможно даже полностью разрушила ему жизнь.

С другой стороны, сделала ли она это действительно осознанно? Может быть, вина больше лежит на взрослых, которые отвечают за воспитание и последствия действий своих детей? Ведь взрослые должны в первую очередь следовать голосу разума и при необходимости корректировать поведение своих чад?

И самое главное почему же взрослые в фильме так легко поверили в сказанное девочкой?

Ведь в реальной жизни многие понимают, что дети действительно могут врать и делают это довольно часто, например, когда ребенок приносит 2-ку со школы, но всяческим образом скрывает это.

Наверное, все дело в самой истории, что в нашем понимании такая ужасная история не может оказаться выдуманной? Где находится эта планка сверхужасных историй, которые априори становятся правдивыми из уст детей? Неужели в мире настолько остро стоит проблема педофилии, что взрослые уже начинают слепо верить малейшему слову своего ребенка о том, что его якобы кто-то домогался? Или на наше сознание так сильно оказывает влияние СМИ?

Действительно, включив телевизор или открыв интернет, каждый раз имеется высокая вероятность наткнуться на новость об очередном домогательстве.

Мы каждый раз невольно оказываемся заложниками происходящего вокруг нас, мы часто слепо верим этому, при этом все реже верим голосу разума и так редко осознаем к каким сильным негативным последствиям эта слепая вера может привести. Вот это действительно страшно.

А фильмы такого плана, как «Охота» позволяют раскрыть нам глаза на эти вещи, буквально «ткнув носом в них» и увидеть то, что мы не видели до этого или чему не придавали значение. Тем самым ограждают нас от возможности совершать поспешные и необдуманные действия, приводящие к подобным ситуациям. И это основная причина почему этот фильм так хорош.

Не забудь поставить лайк, если понравился материал, а также я всегда рад пообсуждать с тобой написанное в комментариях ;)

Постер к фильму "Охота" 2012 г. Картинка из интернета.
Постер к фильму "Охота" 2012 г. Картинка из интернета.