Ломая стереотипы
Очень полезное занятие – ломать стереотипы своего сознания. На что-то очень знакомое, что уже привык не замечать, посмотреть по-другому. Получаешь ощущение чего-то нового, свежего, как будто впервые смотришь с высокого холма на открывающийся перед тобой внизу незнакомый, но радующий глаз вид.
У меня вот уже много-много лет имеелся стереотипный взгляд на советские часы, сложившийся из личного опыта, опыта друзей и общего расхожего мнения. Основное положения этого стереотипа – советские часы ничем не интересны. Они – дети упрощенного массового производства, вроде автомата Калашникова. Их делали в спешке, делали много, и поэтому плохо и дешево, лишь бы побыстрее вооружить ими всю страну. Я, как и все люди, выросшие в СССР, носил советские часы со всеми вытекающими отягощениями в виде их неважного хода, неинтересного облика и некачественного ремонта. И когда я впервые надел на руку швейцарские Zenith, ощущение было похоже на то чувство эйфории и восторга, когда уже позже, в 92-м, я пересел из ВАЗ-2107 в сильно потрепанную жизнью, но немецкую БМВ-318. И тотчас забыл о советских часах, как забыл о любимых когда-то Жигулях. Забыл о самом их существовании. Я помнил названия Ракета, Полет, Слава, Луч, Восход, но они ничего не значили для меня, как и вся многомиллионная армия этих безликих однотипных часов.
Недавно случай заставил обратить внимание на советские часы 70-х годов. Мне нужна была информация о дайверах (амфибиях, как тогда их называли) Ракета. Я порылся в сети, нашел нужные мне сведения и хотел было закрыть окно браузера, но, зацепившись за один любопытный факт, задержался, потянулся за другим и еще… Когда я перенасытился новыми для меня фактами и историями, и отвалился от компьютера, словно от обеденного стола после плотной еды, я понял, что пришло время ломать расхожий стереотип.
Я мысленно попросил прощения у советских часов за свое пренебрежение и предубеждение. На примере только одного отечественного калибра Ракета 2609, который меня заинтересовал, я понял: история советских часов ничем не беднее истории швейцарских или японских. Только она другая, во многом уникальная.
Калькирование чужого опыта поначалу, самобытное развитие, прототипы, удачи и неудачи, технические тупики и разработки, не пошедшие в серию, рекордные достижения и интересные и оригинальные калибры – все, как у всех, но в каких уникальных условиях! Негибкая и неэффективная плановая экономика, военные приоритеты и политические задачи... Да, советские часы были дешевы, но именно дешевые часы доступны миллионам жителей небогатой страны. Да, они просты, но только выносливые и неприхотливые часы могли выжить в стране с малодоступным квалифицированным сервисом. Из-за этой странной для западного мира концепции развития и необычайности поставленных задач советская часовая промышленность кардинально отличалась от мировой. Все советские часы были приблизительно одного уровня – не было совсем уж плохих дешевых, но не было и сложных дорогих. Это точно соответствовало уровню жизни граждан социалистической страны – не совсем уж бедные, но никак не богатые, уравниловка. И речь идет о сотнях миллионов произведенных механических часов (часовая промышленность СССР на пике своего расцвета выпускала 25-30 миллионов часов в год)!
Есть чем гордиться, есть что изучать и коллекционировать.