Найти тему
Natali Vlasova

Фильм "Жестокий романс". Кто на самом деле жертва?

Эльдар Рязанов, на мой взгляд, гениальный режиссер. И даже не потому, что он снимал крутое кино.
Эльдар Рязанов, на мой взгляд, гениальный режиссер. И даже не потому, что он снимал крутое кино.

А потому, что он очень сложные вещи объясняет простым и понятным для массового зрителя языком.

История про бесприданницу в "Жестоком романсе", милую, грустную и наивную девушку по имени Лариса, на первый взгляд, проста как 5 копеек.

Жила - была милая девушка из благородного рода. Она мечтала о любви и заботе, отдала свое сердце плохому парню и проиграла. У нее не было денег, а значит не было и шансов остаться вместе с состоятельным гулякой, промотавшем все свое бабло на тусовках, и теперь ищущем, где бы взять богатую невесту, чтобы вернуть капиталы.

Деньги и Паратов ( плохой парень в исполнении Никиты Михалкова) становятся роковыми для Ларисы. Паратов ее использует и бросает, оставляя на съедение своим друзьям, которые наперебой предлагают девушке роль содержанки.

А деньги - то самое, что не дает главной героине быть счастливой, и в финале она решает себя посвятить именно им.

"Пусть не буду счастливой, зато буду бохатой!" - решает девушка.

Как я уже говорила, история - проста как пять копеек. На первый взгляд. Бедную Ларису обманул плохой парень (классика жанра) и бросил без денег на произвол судьбы.

Бедную Ларису обманул плохой парень и бросил без денег на произвол судьбы.
Бедную Ларису обманул плохой парень и бросил без денег на произвол судьбы.

Но, что если мы более внимательно изучим образ Ларисы и в сам фильм?

А может эта история не так проста как кажется на первый взгляд?

Давайте посмотрим на бесприданницу под микроскопом.

Живет себе молодая красивая девушка без денег. У нее есть хорошие корни, воспитание, внешность и фамилия. У нее есть дом где жить и поддержка матери. У нее даже слуги есть, есть платья, еда на столе есть, и есть здоровье с молодостью.

Ей природа дала на старте очень много. И самое главное, она дала ей выход в свет. Возможность вращаться в высших кругах, при том, что многие девушки с рождения себе эту дорогу пробивают.

Вместо того, чтобы собрать свои силы, возможности, достоинства в кулак, и как умный предприниматель распределить их, а затем вложить по новой, в будущее, что делает Лариса?

Ноет.

Ларисе всегда грустно на причале (сцена в начале фильма).

Лариса жалуется своему близкому другу, что не знает, зачем она вообще живет.

Лариса бежит от людей и от осуждения каждый раз, стоит ей оступиться.

Лариса хочет в деревню, подальше от народа и проблем после своей свадьбы.

Лариса - молодая, красивая, но очень слабая и глупая жертва.
Лариса - молодая, красивая, но очень слабая и глупая жертва.

Лариса - молодая, красивая, но очень слабая и глупая жертва, которая вместо того, чтобы строить свою жизнь, используя ресурсы данные природой, сама же ее разрушает.

Что же дальше происходит в жизни Ларисы?

Закономерность. В ее судьбе появляется муд***к. Это - закон природы. В жизни жертвы всегда появится тот, кто ее обидит.

Что же дальше происходит в жизни Ларисы? В ее судьбе появляется муд***к.
Что же дальше происходит в жизни Ларисы? В ее судьбе появляется муд***к.

Жертвы и муда***ки связаны ниточкой. Она притягивает его как магнитом, а он ищет таких среди толпы всю свою жизнь. Их встреча и общение неизбежны, равно как и финал этого романа: она влюбляется без памяти и страдает, а он становится "палачом".

У меня возникает еще один вопрос. Что бы было, если бы Лариса, вместо того, чтобы ждать сбежавшего к другой жениха несколько лет, кутаясь в платочки на пристани и роняя сопли-слезы по муда**ку, все же проявила силу воли и построила свою жизнь сама?

Начала бы заниматься любимым делом, попыталась бы помочь матери заработать денег, нашла бы увлечения, интересы, новых знакомых ( как мы помним, дорога в высший свет для нее открыта), а затем и нового любимого человека?

Чтобы бы было, если бы по возвращению Паратова домой, она вместо объятий, гордо продемонстрировала ему средний палец с надетым на него обручальным кольцом и счастливой улыбкой влюбленной женщины, а затем бы коротко бросила:

"Пшел вон отсюда" ...

Кто бы стал жертвой в таком случае?

Но нет же. Ларисе нужно страдать. Переживать, выходить замуж за нелюбимого и ждать, вдруг любимый все же появится на пороге однажды и спасет ее от одиночества, от проблем в жизни, а самое главное- от самой себя. От собственной глупости, жалости к себе и никчемности.

То, что с ней случилось в финале фильма: это логично, закономерно, понятно. А самое главное-жизненно. За что я и обожаю Рязанова. С жертвами всегда плохо поступают. С ними всегда плохо обходятся и их всегда бросают.

А жертвы находят в этом свой мазохистический кайф, годами кутаются на причале в платочек, ожидая "плохого парня" и надеются...на то, что рано или поздно он все осознает, придет и спасет царевну.

А теперь самое главное. Вишенка на торте, так сказать. Почему я вообще подняла эту тему: Рязанов в своем кино воплотил в жизнь образ 90 процентов женщин России и постсоветского пространства.

Так, как Лариса думает, живет и рассуждает почти каждая вторая женщина в нашей стране.

Так, как Лариса думает, живет и рассуждает почти каждая вторая женщина в нашей стране.
Так, как Лариса думает, живет и рассуждает почти каждая вторая женщина в нашей стране.

Она живет ожиданием мужчины.

Она сидит на заднице и ждет, когда спасут.

Она влюбляется в плохого парня, потому что не ценит себя.

И она представляет себя героиней кино, вроде Ларисы, которую рано или поздно любимый спасет и вытащит из того хамна, в котором она благотворно пребывает, завязла и барахтается.

Только в жизни все так не работает.

В жизни у жертвы только один финал. И его блестяще показал Рязанов.

Вот в чем гениальность его произведения.