Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи покойной, всяческая гамарджоба, или как вам угодно!
Завершив небольшие авторские циклы, посвящённые визуализации фигуры Пушкина в советском кинематографе, и советскому кинобоевику, я отважился пойти совсем уж неведомыми тропами и – вслед за пионерами фантастического жанра – отправиться прямиком в космос. Не являясь поклонником экспериментальной и наверняка примитивной кинофантастики, заранее уже знаю, что точно нас ждёт «Аэлита» и фильмы Павла Клушанцева, воспринимать которые обязательно надо с пиететом (первопроходцы всё-таки) и без тени иронии, потому что иронизировать над техническим несовершенством – проще всего, а «ты попробуй сделай...» Так-то оно так, но получается, что и современный зритель, насмотревшийся «Звёздные войны» и «Чужих», вынужден volens nolens принимать правила игры и восхищённо произносить: даааа... вот же, черти!.. как они это там делали?.. То есть примерно так же, как если владелец Ниссана Альмера подошел бы к выставочному экспонату «Руссобалта» модель « К» 1910 года. Что из них лучше, что хуже – это с какой стороны посмотреть... В общем, постараюсь быть беспристрастным, но... если получится!
Как ни крути, а номером первым в нашей антологии всё одно будет «Аэлита» Якова Протазанова 1924 года.
В голове всплывают следующие эпитеты: фильм знаковый, абсолютно «пионерский» - (все мы помним с советской школьной скамьи – «пионер» - значит «первый», и ещё - всем ребятам пример) и новаторский. А, ещё – типа «стильный»: «ретро» - само собой, но ещё и в разработке костюмов и декораций участвовали какие-то немыслимые люди. Пишу всю эту отъявленную дилетантщину только потому, что в последний раз видел «Аэлиту» в сугубом детстве (помню – не понравилось, уже тогда казался чудовищно архаичным), и сейчас мне предстоит посмотреть её ещё раз – спустя огогого... пиу-пиу... лет! Да, и, пожалуй, не буду я сравнивать фильм с литературной первоосновой. Сделаю вид, что не читал. Зачем? Чтобы, брызгая ядом, ехидничать: дааа, а вот у автора-то не так всё было! Анфиса не такой прописана - без кучеряшек!.. Ведь тема нашего цикла – космос в советском кинематографе, а не... Понятно, в общем. С преамбулой покончено – «поехали!» (Про космос же...)
Итак, как и обещал, только что посмотрел фильм длиною час-двадцать, которому без малого сто лет... и я ничего не читал... ляляля... А теперь постараюсь пересказать свежайшие ощущения.
Впечатление первое. Земные события. Дикая прорва персонажей. 1921 год. Эвакопункт, самодеятельность, инженер Лось, жулик Эрлих, их жёны, красноармеец Гусев, таинственные сигналы «АНТА… ОДЭЛИ… УТА…» с... а хоть бы и с Марса (ну так учёные решили), решивший эмигрировать инженер Спиридонов, пытающийся устроиться на службу в МУР сыщик-любитель Кравцов, хищения сахара, флирт между Эрлихом и женой Лося, выстрел, и, наконец, строительство где-то на окраине Москвы кустарными средствами ... эээ... интерпланетонефа. Вспоминаются «Покровские ворота»: «Схожу ума. Велюров»!
Сразу делаем скидку на грядущий столетний юбилей и на условности немого кино: актёры создают изрядные мимические конструкции (макияж, прямо скажем, боевой... даже у мужчин), принимают позы, зритель ждёт поясняющих субтитров (без них едва ли что поймёшь). Интрига, несомненно, есть, более того – учитывая солидный возраст картины, некоторые сюжетные (особенно бытовые и социальные сцены) выкрутасы смотрятся не без интереса: одежда, лица, натурные съёмки...
Так, а что с фантастической стороной фильма?
Впечатление второе. Марс (таинственные послания всё-таки, стало быть, оттуда) – планета эклектичная. Управляется Советом Старших, главный у «старших» - Тускуб с неопределённым статусом... «Неопределённым» - потому что его жена Аэлита – Королева Марса. Но сам Тускуб – не «король»... Вот и разберись. Произвол на этом Марсе – страшный, простой марсианский люд – на положении рабов, а, когда рабов становится слишком много, их попросту отправляют в... холодильники! Понадобятся – разморозим. Нехорошо-с, чего там... А ещё на Марсе принимают гораздо более картинные позы, странно двигаются, наряды марсиан изысканны, странны и авангардны, лица элиты строги и по-театральному красивы.
И была у них одна скрюченная кошка... А ещё у них есть ломака женского пола с изумительно-игривым именем Ихошка, совершенно земная атмосфера (во всяком случае, долетевшие до Марса люди дышат там как у себя дома), тёплый климат (ни одного простолюдина в армяке и валенках не замечено) и чудесное изобретение, при помощи которой можно наблюдать за жизнью... землян (!!) Там-то Аэлита и приглядела себе инженера Лося (вот – чудесное совпадение! Не Ленина, не Муссолини, не негра какого-нибудь, не китайца... а вот сразу чувака, который как раз на Марс думает слетать на своём... эээ... как его, чёрта... интерпланетонефе, да!
В общем, жуть расписная в блестящих театральных декорациях и костюмчиках, в создании которых принимала участие сама Ламанова (между прочим, в своё время - Поставщик Двора ЕИВ). Честно – ни на космос, ни на фантастику не похоже вовсе, самое большое сходство – с историческим видением альтернативного Средневековья распалившимся воображением старшеклассника-бумагомараки.. Не таким мы себе Космос представляли, ой, не таким...
Впечатление третье. Полёт на Марс и «оранжевая революция». При полёте на Марс, доложу я вам, никаких перегрузок пассажиры... эээ... интерпланетонефа не испытывают, скафандров никаких в нём не надобно, невесомости тоже нет (о, этот гениальный изобретатель инженер Лось!), а приземля... брякается на поверхность Марса наш чудо-корабль примерно как чайник в траву... ну да, так вот – БРЯК!!! Заметьте, сама «фантастика» происходит только через час экранного времени – из часа двадцати. Если, конечно, не считать «фантастикой» театрализированные сцены из марсианской жизни. То, что происходит дальше – оставшиеся двадцать минут – иначе, как «шапито-шоу» и не назовёшь. Солдат Гусев играет на гармошке кокетке Ихошке (стихи, да!)...
...сыщик Кравцов беспардонно по-земному стучит «высшим» на преступника Лося, сам Лось целуется с Аэлитой, та самым драматическим образом падает в обморок, после – как будто на перемотке – за три минуты происходит революция - по-быстренькому так, Королева Марса проявляет свою ренегатскую натуру и приказывает стрелять в революцьонную чернь, Лось убивает её и... просыпается. На Земле, понятно. Чертежи планетонефа летят в топку. Есть у нас ещё дома дела...
Вот – что это было? Комедийная драмофантастика в стиле «соцреализм»? Фантастический соц-трэш-арт? Впрочем, неважно. Для нас. Потому что, хоть критики и определили «Аэлиту» в пионеры фантастического жанра, собственно фантастического здесь... да только уже упоминавшийся перелёт ...эээ... планетонефа по маршруту «Земля-Марс». Причём, без какого-либо учёта достижений науки на тот момент. Как будто не было хотя бы Циолковского и Вернадского. И уж точно – как будто не было литературного первоисточника.
Не собирался, но придётся по-булгаковски «петь хором» с армией противников современных экранизаций классики. Роман Толстого более изыскан, масштабен, гораздо «научнее» и не до такой степени примитивен. Столь «безмерно однобокий» и дешевый пересказ романа не делает фильму никакой чести, но в заслугу Протазанову однозначно можно поставить изящество декораций и костюмов, лихую затейливость «земной» драматургии, божественно-красивые лица некоторых исполнителей - Юлии Солнцевой в роли Аэлиты, Валентины Куинджи – жены Лося, и Юрия Завадского в роли Хранителя Энергии Марса, и общий эстетский визуализм картины.
А, таки возвращаясь к теме нашего цикла... первый блин – понятно чем... Зато про Космос!
ЗДЕСЬ - ПОЛНЫЙ каталогизированный гид по каналу
ЗДЕСЬ – краткий гид по каналу «ЛУЧШЕЕ»
С признательностью за прочтение, не болейте и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ