Найти тему
Виктор Никитин

Uriah Heep - Демоны? Или Колдуны?

Имя Uriah Heep уже давно не ассоцируется с литературным персонажем. Вот уже 50 лет - это название английской рок-группы. Здесь речь пойдет о периоде их творчества до альбома Magician's Birthday, тем более что как раз подоспели некоторые новые комментарии "последнего из Uriah Heep" гитариста Мика Бокса.

Uriah Heep 1972
Uriah Heep 1972

Альбом Uriah Heep 1972 года Demons And Wizards превратил их в мировых суперзвезд. Они, конечно, были известны в некоторых странах и ранее, но это был весомый удар по всем конкурентам сразу.

Для многих британских рок-групп начала 1970-х годов насмешливый, покровительственный отзыв в американском журнале Rolling Stone считался чем-то вроде почетного знака. Вот некоторые примеры таких отзывов:

Журнал писал об одноименном дебютном альбоме Led Zeppelin как о “скучном”, “недоделанном” и “чопорным”. “Косолапые” риффы на Deep Purple In Rock рассматривались как свидетельство того, что этим “тихим ничтожествам” не хватало “ни опыта, ни интуиции”. Первый альбом Black Sabbath был помечен как “мрачный”, “топорно сделанный”, а сама группа, которая стала потом самой влиятельной в истории хэви-метала, названа “Похожа на Cream! Но еще хуже.” Такое было время.

Однако самое язвительное замечание Rolling Stone касалось дебютного альбома Uriah Heep 1970 года Very ’Eavy, Very ’Umble: “Если эта группа добьется успеха, - писала некая Мелисса Миллс, - мне придется покончить с собой.” Результат этого обещания неизвестен.

Мик Бокс
Мик Бокс

Сегодня гитарист Uriah Heep Мик Бокс может позволить себе оглянуться назад и язвительно рассмеяться. Кандидат на звание "самого бодрого гитариста" в рок-н-ролле, 73-летний музыкант признается, что “никогда не был одним из тех, кто слишком серьезно слушает критиков”.

“Бесполезно принимать критику о том, чего не хватает вашей группе, когда вас вызывают на сцену по пять раз (бисов - encore) каждый вечер”, - замечает он с довольным смешком.

Вдохновленный любовью к The Kinks, the Small Faces, The Who и Johnny Kidd & The Pirates, рожденный в Walthamstow Бокс создал свою первую группу The Stalkers в середине 60-х годов, еще будучи подростком. К тому времени, когда Бобби Мур (капитан футбольной сборной Англии - чемпионы мира 1966 года) поднял в воздух трофей- Кубок Жюля Риме на стадионе "Уэмбли" вечером 30 июля 1966 года, когда Англия выиграла чемпионат мира, Сталкеры стали Спайсом.

В какой-то момент в конце 1969 года группа привлекла внимание влиятельного менеджера/продюсера/издателя Джерри Брона. Именно по настоянию Брона молодые люди снова сменили свое имя на Uriah Heep, неуклюжего, подобострастного персонажа романа Чарльза Диккенса "Дэвид Копперфилд" 1850 года. Так что можно сказать, что корни группы лежат где-то в середине XIX века.

Затем Брон снял студию записи для группы в общественном центре Хэнвелла в Западном Лондоне, чтобы насобирать песен для их дебютного альбома. Сквозь стены заведения они могли слышать грохочущий второй состав Mk II Deep Purple, готовящихся к тому, что станет впоследствии их первым альбомом в этом составе "In Rock" .

По их собственному признанию, на своих первых трех альбомах молодой Uriah Heep “просто метался, пытаясь найти направление”. За их несправедливо оклеветанным альбомом Very ’Eavy, Very ’Umble, смешивающим фолк, блюз, джаз и хард-рок, в 1971 году последовали два студийных альбома: ближе к прог-року Salisbury, на котором талантливый клавишник и гитарист Кен Хенсли начал затмевать Бокса и фронтмена Дэвида Байрона в качестве главного автора песен группы, и Look At Yourself, первый релиз на новом лейбле Джерри Брона Bronze Records.

Мик Бокс и Кен Хенсли
Мик Бокс и Кен Хенсли

В промежутке между двумя релизами, 26 марта 71-го года Uriah Heep отыграли свое первое шоу в США, поддержав Three Dog Night, перед 16 000 человек в State Fairground Coliseum в Индианаполисе, штат Индиана. Для лондонцев это был первый проблеск безграничных возможностей стать рок-звездами.

“Когда мы приехали туда и увидели все эти лимузины и фанаток, это было умопомрачительно для нас”, - сказал Хенсли позже.

“У меня никогда не было чувства благоговения перед всем этим”, - говорил Бокс. “Мы все чувствовали, что это то, где мы должны быть. Американская публика полюбила нас с первых минут. Поверьте мне, в тот первый вечер было выпито много шампанского.”

Когда группа вернулась в США во второй раз, в январе 1972 года, они должны были играть на разогреве у Deep Purple, их шумных соседей из Hanwell Community Centre. Мик Бокс тем временем взял телефонный справочник в отеле, и начал обзванивать всех особ женского пола подряд. Он говорил им, что он из группы Uriah Heep и что он приглашет их на концерт сегодня и вечеринку после.

" В следующий час холл гостиницы был забит женщинами, - весело вспоминал Бокс. Но такой образ жизни был не для всех нас. 31 января, после завершения финального тура Deep Purple, басист Марк Кларк покинул группу, присоединившись к ней всего четыре месяца назад.

“Марк "спрыгнул с корабля", потому что не мог справиться со стрессами гастролей, которые мы продолжали весьма активно, и надо сказать которые были чрезмерными”, - говорит Бокс. - Это было безумное, безумное, безумное время для всех нас. Марк чувствовал, что он просто не сможет за этим угнаться, что у него будет нервный срыв, если он еще немного задержится с нами.”

Хотя время Кларка в группе было коротким, бывший басист Colosseum сделал один значительный вклад в Uriah Heep, написав поразительную часть новой композиции Кена Хенсли под названием The Wizard, основанной на фантастическом повторяющемся сне, который он видел каждую ночь в течение недели.

“Я помню, как Кен играл The Wizard на акустической гитаре в фургоне”, - говорит Бокс. “Это был первый раз, когда я услышал, что кто-то играет на гитаре с настройкой drop-D. Он не мог найти среднюю восьмерку (?), поэтому Марк Кларк написал ее, и вся песня зазвучала так хорошо для всех. Я думаю, мы все знали, что это было что-то особенное."

Джерри Брон тоже услышал потенциал в причудливой балладе Хенсли. В преддверии своего второго визита в США Хип были срочно доставлены в студию Lansdowne Studios в Холланд-Парке, где они записали эту песню для сингла (и сингл B-side Why) за считанные часы. Перед окончанием сеанса полуакустическое вступление The Wizard было дополнено необычным инструментом – студийным чайником.

“Мы заваривали чай, дверь студии была открыта, и когда мы слушали вступление песни, мы услышали свист. Мик Бокс вспоминает. “Мы пошли на кухню, записали свист чайника два или три раза и настроили его на высокий уровень С. Это та нота, которую вы слышите в начале песни.”

Хотя Мик так убедительно об этом чайнике рассказывыает, я так и не услушал его звук на записи.

Uriah Heep
Uriah Heep

В то время как Bronze Records готовили The Wizard к международному релизу, в феврале 72-го года Хип пригласил Гари Тейна, заменившим Марка Кларка на басу, и сыграли пять концертов в клубе Whiskey A Go Go в Лос-Анджелесе. Новозеландец Тэйн пришел из группы Кифа Хартли и сразу же нашел взаимопонимание с другим новым дополнением Хип, барабанщиком Ли Керслейком, который присоединился всего три месяца назад. Очевидная химия пары и превосходные музыкальные способности каждого из них сразу же подняли всю группу на новый уровень.

“Теперь у нас наконец-то появился настоящий "паровой двигатель" ритм-секции”, - восхищенно говорит Бокс. “Наличие этих двух мастеров позади нас обеспечило прекрасную основу для группы. Ли был фантастическим барабанщиком, и Гэри придумывал такие замечательные басовые партии, которые дополняли мелодии песен, и всегда усиливали их. Работать с ними было настоящим удовольствием. Все просто встало на свои места.”

В середине марта, вернувшись в Англию, квинтет вернулся в студию Lansdowne Studios, чтобы завершить работу над своим четвертым альбомом.

Uriah Heep
Uriah Heep

“Все были сосредоточены", - говорит Бокс. “Мы записывались в Лондоне, что было приятно, и мы работали очень слаженно и четко, не тратя времени на разговоры. Не было никаких личных столкновений, никаких группировок внутри, сражающихся за лучшие условия, никаких диверсий.”

“В этом составе была магия, которая давла нам столько энергии и энтузиазма”, - отметил позже Кен Хенсли. “Мы все хотели одного и того же, все были готовы пойти на одни и те же жертвы, чтобы достичь этого, и мы все были очень преданы нашему общему делу.”

Как и на Look At Yourself, клавишник Хенсли руководил сессиями, принеся на стол пять новых песен. И, как и в случае с "The Wizard", краеугольным камнем альбома, были песни в основном на фантастические и сказочные темы. Тяжеловесный Rainbow Demon рассказывал о всаднике на алом коне, "одержимом каким-то далеким заклинанием"; нежный Paradise рассказывал о поисках истинной любви юноши, у которого тяжело на сердце. Эта песня переходит в эпическую The Spell как многосерийное продолжение, драматическая и похожая на гимн эпопея, включала хоровой вокал как послание ангелов с небес.

Потрясающее соло на слайд-гитаре Хенсли и великолепно звучащие зловещие слова: ‘You will never break the spell. I’ll summon all the fires of hell’."Ты никогда не разрушишь заклинание. Я призову весь огонь ада". Жуткая, с солирующим органом Circle Of Hands, тем временем, была вдохновлена соприкосновением со сверхъестественным.

“Песня родилась из спиритического сеанса, на который нас пригласили девушки в Италии", - рассказывает Бокс. - Все вышло немного из-под контроля, немного странно и страшно. Эти вещи начинаются как обычная маленькая забава, затем вы начинаете чувствовать себя немного неудобно, а затем: "Черт возьми, я ухожу отсюда!" Это был первый и последний раз, когда мы пытались вызвать духов умерших. Мы баловались с тем, с чем шутить нельзя.”

Мик Бокс принес в студию гораздо более приземленные мелодии: блюзовую, а-ля цеппелиновскую "All My Life", жесткую риффовую "Poet's Justice", изначально задуманную как акустический трек, и весьма живенькую Traveller In Time. Все три песни были сыграны в джем-сейшн с Дэвидом Байроном и Ли Керслейком, поэтому в соавторах стоят и они.

“У меня были риффы, которые звучали у меня в голове, и, иногда стихи, и когда я приносил их на репетиции, эти двое (Байрон и Керслейк) буквально набрасывались на них, и внезапно что-то получалось - но совсем другое, если бы я был один”, - удивляется Бокс. - Мы были очень настроены друг на друга, как будто у нас были антенны. Это было слишком хорошо, чтобы быть правдой. Песни как-то складывались сами собой. Это был такой легкий альбом для записи.”

“Между нами и музыкой ничего не было”, - сказал Хенсли на сайте Classic Rock Revisited в 2016 году. “Это освободило меня и мое творчество. Не надо было отвлекаться ни на что. Музыка и мы" .

Для всех пятерых музыкантов и Джерри Брона, самонадеяно назвавшего себя шестым участникам Heep, выбор сингла с альбома был несложным: все, что касалось шумной Easy Livin', не вызывало никаких сомнений. Эта песня как будто сама кричала ‘Это хит. ребята". Написанная Хенсли всего за 15 минут, она была насмешливым отражением внешнего восприятия образа жизни группы.

Бокс говорит: “Я думаю звук гитары на этой песне был фантастическим, он был таким откровенным, агрессивным и накачанным, как сумасшедший. Название пришло из разговора, который мы вели в фургоне. Мы были на севере Англии, ехали в Лондон, чтобы послушать кое-какие записи в студии, прежде чем отправиться в аэропорт, и потом улететь в Америку, и кто-то сказал: "Вот такая легкая жизнь, не так ли?" - в шутку, чтобы посмеяться. Кен за это зацепился.”

Обложка альбома
Обложка альбома

С обложкой, где были нарисованы рисунки известного художника-фантаста Роджера Дина, "Demons And Wizards" были выпущены 19 мая 1972 года и достигли 20-го места в британском чарте в следующем месяце. Первоначальные отзывы были положительными: “Demons And Wizards на сегодня их лучший альбом”, - бредил Rolling Stone. “Возможно, они и начинали как совершенно ненужная нео-скрипучая и дурацкая группа, но на данный момент Uriah Heep превращаются в чертовски первоклассную современную рок-группу.”

Мик Бокс
Мик Бокс

Именно августовский релиз Easy Livin’, выделенный журналистом Rolling Stone Майком Сондерсом как “плоский пушистый панк-ковер”, превратил альбом в глобальный хит. Хотя Easy Livin’ не попал в чарты Великобритании, он вошел в Топ-20 хитов по всей континентальной Европе и достиг пика в Billboard Hot 100 под номером 39 23 сентября. К концу октября Demons And Wizards заняли 23-е место в альбомном чарте Billboard 200.

“Услышать эту песню по американскому радио было потрясающе", - говорит Бокс. - Но нужно было продолжать работать.Мы начали гастролировать на Среднем Западе, самом сильном рок-рынке, и скоро нас уже услышали и на побережье. Потом все пошло очень, очень быстро. Хит-сингл подобен маленькому снежку, скатывающемуся с холма, собирающему за собой снег, и к тому времени, когда он достигает подножия, он становится огромным. Это было незадолго до того, как мы собирали по 10 000 зрителей на стадионах по всей Америке, и у нас были самолеты и лимузины в каждом аэропорту. Это было совершенно удивительное время.”

Uriah Heep
Uriah Heep

Но в успехе группы в США была и темная сторона. С гастрольными плакатами, обещающими, что Demons And Wizards “исполняют мистическую музыку для вас”, Хип начал сталкиваться с “причудливыми людьми”, выходящими из-за кулис прямо на сцену. В интервью NME 1973 года Дэвид Байрон рассказал историю о приходе в Детройте, мессианского лидера городского андеграунда Джаггерса, худого, как палка, одержимого Миком Джаггером, парня в длинном черном плаще и белой краске на лице.

“Он вошел, закрыл дверь и сказал: "Запри ее",” вспоминал Байрон. - Люди считают меня мертвым. И поэтому я одеваюсь в черное. Если кто-нибудь спросит, видел ли ты меня, скажи, что нет. Оказалось, что он сумасшедший. И это продолжается и продолжается в каждом крупном городе Америки. Эти существа красят губы вишнево-красной помадой подходят и говорят: ‘Эй, парень, ты действительно прилетел из космоса. Это так тяжело. И мне нравятся твои послания… Я всегда прислушиваюсь к ним." Мы начали получать так много странных писем, что это сводило нас с ума.”

“Это было очень, очень глупо, - признается Бокс. - Мы дошли до того, что у каждого номера отеля, особенно на Среднем Западе, стояли телохранители. Мне это даже нравилось, но я никогда не чувствовал, что это будет длиться вечно на таком уровне.”

Uriah Heep
Uriah Heep

Прежде чем отправиться в двухмесячный тур по США, запланированный на 13 октября-17 декабря, группа поспешила в студию Lansdowne Studios, чтобы записать новый студийный альбом. Выпущенный в ноябре, The Magician's Birthday достиг № 28 в Великобритании и № 31 в США. Но его краткосрочный успех сопровождался долгосрочными издержками. Кен Хенсли описал создание альбома как“разочарование” и “начало конца”, утверждая, что ряд его песен были незакончены, выпущены в спешке. Мик Бокс тоже был недоволен давлением, оказываемым на группу. Оглядываясь назад, гитарист-скромняга возлагает всю вину на руководство.

“Когда мы работали над The Magician's Birthday, который должен был повторить успех предыдущего альбома, мы понимали, что руководство хочет быстрого результата и чтобы он закрепил занятые группой позиции”, - размышляет он. - Если хотите знать мое честное мнение, то я думаю, что все дело в жадности руководства. Джерри Брон давил на нас так сильно, что не обращал внимания ни на чью личную жизнь или здоровье. Это было так " Вперед! Иди! Иди!" Я могу понять кое-что из этого, потому что, когда мы только начинали, он вложил много денег, разместив рекламу на всю страницу в музыкальных газетах, купив нам много оборудования и поставив нас на двадцать фунтов в неделю.

Uriah Heep
Uriah Heep

"Но к тому времени, как мы добрались до Demons And Wizards, он заработал на нас в десять раз больше, и он все еще хотел больше, больше и больше. Он требовал еще один хит сингл как Easy Livin'. А мы как раз хотели выпускать альбомы, так как мы всегда видели себя как альбомную группу. Кроме того, поскольку Кен имел большой успех со своими песнями, руководство выделило его среди нас и начало слушать только то, что он говорил, и это создавало враждебность внутри и к остальным участникам группы. И потом колеса начали отваливаться.”

Возможно, в какой-то мере из-за высоких ожиданий, вызванных успехом Demons And Wizards, Хип никогда в дальнейшем не угрожали успеху Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath или Queen, и на статистическом уровне никогда больше не были так близки к тому, чтобы вмешаться в это соревнование, как это было с их четвертым студийным альбомом. Но 45 миллионов продаж альбома по всему миру и гастрольное турне по 61 стране вряд ли являются индикаторами провала.

Неизменно честный и непритязательный, Бокс может признать, что в определенные моменты своей карьеры Uriah Heep отходили от своих принципов в записях альбомов. Но, имея девять альбомов из ТОП-40 в Великобритании и побывав в Billboard 200 не менее 15 раз, его группа достигла карьерных высот, о которых немногие современные рок-группы могут только мечтать. Важно отметить, что Бокс все еще любит жизнь в группе, для которой он начал писать 50 лет назад.

“У нас есть отличный фундамент, - говорит он весело, - с историей и песнями, которые выдержали испытание временем, и мы все еще пишем новую музыку, которая нравится фанатам так же, как и раньше.”

Кен Хенсли
Кен Хенсли

Demons And Wizards тем не менее продолжают пользоваться заслуженным уважением как у профессионалов, так и у поклонников группы. И даже критики приумолкли и не смеют поднять голос против этого альбома. К сороковому юбилею альбома группа выпустила в США юбилейное издание. Но Бокс говорит о нем с грустью - "Этот альбом хранит горько-сладкие воспоминания для меня как гитариста, не в последнюю очередь потому, что четверых музыкантов, которые играли на нем – Дэвида Байрона, Гэри Тейна, Ли Керслейка и Кена Хенсли – больше нет с нами. Байрон скончался в 1985 году из-за проблем со здоровьем, связанных с алкоголем, басист Тейн умер от передозировки героина за 10 лет до Байрона, в сентябре 2020 года Керслейк проиграл битву с онкологией, а совсем недавно Хенсли скончался (в ноябре 2020 года) после непродолжительной болезни."

Обложка Роджера Дина до сих пор висит в гостиной лондонского дома Бокса, и он подписал достаточно копий альбома за эти годы, чтобы понимать его значимость для поклонников.

Uriah Heep
Uriah Heep

“На каждом альбоме Uriah Heep есть что-то, о чем я могу вспоминать с нежностью, - говорит он, - но Demons And Wizards много значат для меня. Там, где мы были единым целым, творчески, это была группа на пике своего развития, с таким потрясающим составом. Слушая альбом через динамики в Лансдауне в 1972 году, мы чувствовали, что у нас получилось что-то особенное, но это было только в нашем внутреннем кругу. После этого вы просто надеетесь, что он может начать свою собственную жизнь и стать успешным. Что, к нашей безмерной радости, и произошло."

“Я знаю, как много эта музыка значит для стольких разных людей”, - продолжает гитарист. “С обложкой Роджера Дина это было первый раз, когда музыка, тексты песен и художественное оформление были неразрывно связаны, и я думаю, что это способствовало его успеху. Но тогда, как ни странно, Easy Living' , без всякой мифической лирики, превратился в хит, открывший нам мировую сцену.vЕсли эта песня и научила нас чему-то, так это тому, что иногда в этом бизнесе лучше не переусердствовать. К сожалению, мы не смогли тогда в этом убедить наше руководство".

Вот такая довльно длинная статья. Но понимая, как много у нас любителей Uriah Heep, я надеюсь, что вы дочитаете ее до конца.

Спасибо вам как всегда за ваше внимание