Найти в Дзене
Горожанинъ

Это мой город: Суворов Сергей Анатольевич.

Сергей Суворов о далеком и близком, о добровольной и «полюбовной» ссылке в Вятских Полянах, об открытиях, очарованиях и разочарованиях.
Суворов Сергей Анатольевич – художественный руководитель Детской школы театрального искусства им. А. Калягина и детского Образцового театра «АзАрт», лучший преподаватель дополнительного образования России–2016, Лауреат Премии культурного фонда «Эгида» при
Сергей Суворов о далеком и близком, о добровольной и «полюбовной» ссылке в Вятских Полянах, об открытиях, очарованиях и разочарованиях.
Сергей Суворов о далеком и близком, о добровольной и «полюбовной» ссылке в Вятских Полянах, об открытиях, очарованиях и разочарованиях.

Суворов Сергей Анатольевич – художественный руководитель Детской школы театрального искусства им. А. Калягина и детского Образцового театра «АзАрт», лучший преподаватель дополнительного образования России–2016, Лауреат Премии культурного фонда «Эгида» при Президенте РФ, Лауреат Премии «Признание» Союза Театральных Деятелей РФ, Заслуженный работник культуры РФ.

Я родился…

Я родился в городе… имени меня (смеётся). Да, моя родина – город Суворов Тульской области. Для меня это сокровенное место, и это уже серьёзно. Там есть огромное водохранилище, похожее на море. Так вот мне оно всегда вспоминается при словах «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три…», потому что оно бывает холодным, синим, бурлящим, чёрным, серым, фиолетовым и вдруг летом превращается в настоящее море счастья! В нём можно купаться, плавать, нырять, кататься на лодках, рыбачить (хотя я, к слову сказать, не большой любитель рыбалки, мне жалко эту пойманную живую рыбу, как будто с человечьим взглядом). Кстати, мой родной город назван не в честь великого полководца Александра Васильевича, а в честь его сына Аркадия, у которого в наших местах были имения. Я – туляк, Левша. Немного «тульский пряник», а то и — «самовар» (смеётся).

Сейчас живу…

Видимо, я не могу жить без воды, мне нравится эта стихия, потому и – Вятские Поляны. Я прибыл сюда в «добровольную ссылку» в 1992 году вместе с супругой Натальей Николаевной (это её родина). Считаю Вятку «главной улицей» Кировской области и верю, что она опять станет судоходной, потому что это логично, продуктивно, правильно и экологично. Это проверено веками! – все торговые пути шли по рекам. Уверен, что лет через 5-10 Вятка обретёт прежний статус. Примечательно, что её древнее название – Нукрат, что, согласно одной из версий, значит река Серебряная. И – смотрите, Серебряная впадает в Каму, чьё название в свою очередь происходит от «кам» — чистый, прозрачный, а Кама – в Волгу, которая в древности, как известно, называлась Ра. Вот сколько чистоты, прозрачности, серебра получает от этих двух рек главная река России! И несёт она свои воды на РАдость людям. Вслушайтесь в названия волжских городов: СамаРА, СаРАтов, АстРАхань и так далее. Чувствуете великий смысл, знаковость? Всё это чрезвычайно интересно!

Любимое место в Вятских Полянах?

В Вятских Полянах очень много прекрасных мест, но меня всегда тянуло и тянет к реке. Притягивает ее неспешное движение. Восхищают и завораживают пейзажи прибрежных вод и островов, а также – лодок, кораблей…. Есть еще одно любимое мною место на карте города. Это памятник деревянного зодчества и великое сокровище «града сея» — Михайло-Архангельская церковь, которая появилась благодаря усилиям «зодчего и кормчего» митрофорного протоиерея о. Алексея Сухих. За два месяца до трагедии он прозорливо сказал: «Пока я в Никольском служу, а потом здесь служить буду». Только сейчас мне стали понятными слова нашего батюшки.

Люблю/любил раньше гулять (где)?

Часто и много гулять по городу мне раньше как-то не приходилось, всё время отнимала работа. В прошлый год, в целом безумный по определению, кое-что поменял в мировоззрении. Вспомним: пандемия, во многом непонятная и угнетающая обстановка, дистанционная работа при беспрестанно надрывающихся телефонах… Это было напряженное время, поверьте! И вот мы с супругой Натальей Николаевной решили хоть немного оторваться от компьютерной графики и просто прогуляться по городу. К своему великому удивлению, обнаружил, что есть улицы, которых не видел, и даже не знал об их существовании до этого момента. Они как будто затерялись во времени, тут же целые пласты истории!

Сейчас скажу странную вещь – гуляя по Вятским Полянам, мне казалось, что я в… Тунисе (смеётся). Там едешь по дороге и отмечаешь про себя: вот проехало авто из 70-х, а вот какой-то исторический памятник более глубокой старины, а вот очертания бывшей французской колонии и практически тут же – строения с претензией на XXI век… Всё дышит историей и современностью одновременно. В Вятских Полянах то же самое. Просто гуляя по городу, можно ощутить себя путешествующим во времени. Одно посещение городской бани чего стоит! Как сказал один из отдыхающих в предбаннике, «такое ощущение, что сейчас сюда НКВД заявится» (смеётся). Мне напомнило это армейскую баню в Новосибирске в 1986 году. А какие весы стоят в нашей городской бане! Настоящее ископаемое – допотопное, проржавевшее, но не сдающийся забвению артефакт. Они ведь – работающие, показывающее точный вес. А время изготовления-то, наверное, 50-е прошлого века, а может быть и того раннее. Это вам не Китай, а Маде ин СССР.

То есть я хочу сказать, что в Вятских Полянах для меня ещё немало мест, которые могут удивить, порадовать или посокрушаться. Последние ощущения я отношу к некоторым старинным строениям, которые мы

безвозвратно теряем. Например, знаменитые ворота у дома 28 на улице Советской, частные домики – свидетели былых времён… А радует меня, в частности, наш музей головных уборов, который прекрасно вписался в историческую часть города, и который лишён пафоса, переходящего в китч.

Жители Вятских Полян отличаются от жителей других городов (чем)?

Во-первых, большой одарённостью. В Вятских Полянах огромное количество талантливых людей. Иногда им просто не хватает зрителей, чтобы показать свои таланты во всём блеске. Подавляющее большинство жителей города умеют отлично петь, танцевать, играть. И это не случайно, Поляны находятся на пересечении «культурных ветров» многих национальностей – русских, татар, башкир, удмуртов, армян, марийцев и так далее. Думаю, вот эта мозаика, этот коктейль, интернациональные браки и порождают ту одарённость населения, которую мы наблюдаем.

Во-вторых, я отметил бы в жителях Вятских Полян чувство собственного достоинства, часто сопровождающееся неулыбчивостью. Эта неулыбчивость часто выглядит как неприступность. Возможно, это нечто генетическое, уходящее своими корнями во времена строительства завода, выпускающего продукцию для фронта, а потому суровое, угрюмоватое, осуждающее болтливость и пустословие. Кстати, не могу смолчать и не заявить, что подвиг Вятских Полян – города-ветерана, города-труженика не оценён до конца, как и недооценена роль ППШ в Великой отечественной войне. Но это отдельный большой разговор…

Так вот, о горожанах: они похожи на всех людей мира, только – не улыбаются и даже на праздник идут, как на работу (смеётся). Но уж если раскрываются, то – полностью, нараспашку, до донышка. И вот тогда уж проявляются все таланты, действа происходят живо, ярко, интересно. Помню, на одном из «Дней Труда», на который всегда раньше приглашались звёзды российского масштаба, наши самодеятельные заводские артисты так эффектно пародировали «один к одному» Бориса Моисеева, Наташу Королёву и других знаменитостей, что приглашённый тогда Александр Буйнов, сказал: «Зачем они нас звали на свой праздник? Заводские сами завели стадион и всех зажгли! Нам-то после такого разогрева что тут делать?».

В Вятских Полянах лучше, чем… (в Москве, в Петербурге, Казани и т.д.)

Я себя чувствую одинаково хорошо как в Москве, так и в Париже, как в Тюмени, так и в Екатеринбурге… Что интересно, меня везде принимают за своего. Даже во Франции. Я был в Париже на просмотре французского фильма «Парфюмерша», в котором снимался известный актер и мой хороший знакомый. Один из критиков, поляк по происхождению, спросил:

«Сергей, почему они тебя знают и ты им свой, а я им до сих пор чужой?». И это при том, что французским в совершенстве не владею. У меня нет ответа на этот его вопрос. Чтобы освоиться в Москве, мне нужна неделя. Тут и воздух родной. В Екатеринбурге я с первой же минуты чувствую себя, как дома. Сошел с поезда и – всё… Моя мама говорила, что «хорошему человеку везде хорошо» (смеётся). Главное чувствовать, что тебе рады и насколько ты можешь быть интересным своему собеседнику.

Каждый город по-своему хорош и самобытен. Для меня любовь к этим городам связана, прежде всего, с людьми. Я люблю город Орёл, потому что там живёт моя сестра. Люблю Москву, потому что там у меня много друзей. И так далее.

Может быть, Вятские Поляны и не лучше этих больших городов, он просто – другой. Проведу аналогию: я не понимаю, когда говорят «этот театр лучше, а вот тот театр – хуже». Нельзя подходить с такими мерками к театрам, нет хуже и лучше, есть – разные: на своего зрителя, с непохожими задачами и целями. Так же и с городами. Вятские Поляны не похожи на многие из них, мне они дороги моей семьёй, моим делом, моими воспитанниками. Мне здесь комфортно и интересно.

За последние годы Вятские Поляны изменились/не изменились?

Изменились. Раньше, знаете, это был город-клумба, город-шкатулочка. Ухоженный, компактный, уютный, чистый. В те времена про Вятские Поляны говорили как о городе, в котором «живёт радуга», в котором хочется жить и растить детей. Во время проводимых раньше праздников я часто встречался с гостями из областного центра, так вот они честно признавались, что здесь, у нас, они чувствуют себя немного провинциалами (смеётся). Не преувеличивая, скажу, что тогда Вятские Поляны были похожи на подмосковные города – Долгопрудный, например. На это многое указывало, в том числе и массовые культурные мероприятия, такие праздники как День Труда, День города, Новый Год, Масленица и другие. Вернувшись, например, из Соль-Илецка, ты понимал, насколько в Вятских Полянах всё ухожено. Мне кажется, что оптимизация – не самый лучший способ сохранения лучших традиций. В последние годы эта «шкатулочка» заметно потускнела. Это печально. И иначе ответить на вопрос об изменениях в городе я не могу.

В Вятских Полянах мне не хватает…

Нелегко отвечать на этот вопрос. Начну издалека. Когда-то на заводе работала замечательный архитектор – Валентина Абрамова. Я неизменно восхищался, как дотошно, творчески, грамотно она подходила к делу (в частности, при расчете и создании тех конструкций, которые были необходимы на праздниках, выступлениях). Она подходила к любому вопросу со всей полнотой ответственности. Вот сейчас бытует расхожее

словечко – круто: «это круто сделано», «вау, это было круто» и т.д. А я считаю, что важно не «круто», а – грамотно, профессионально. Как у Валентины Абрамовой! В Вятских Полянах живет много грамотных специалистов, и в то же время, увы, много, как бы помягче сказать, «якобы крутых». «Воинствующий дилетантизм» опасен.

Если не Вятские Поляны, то… (где бы хотели и смогли жить)

Я опять издалека подойду к ответу на этот вопрос (улыбается). Я был в Хорватии, где мне открылся истинный смысл некоторых слов, казалось бы, знакомых с детства. Да-да! Вместо «говорить» они произносят «речьте», вместо «дикий» — «дивный». А «лиепидан» — прекрасный день! Вспоминается «ЛИПОТА-А» от Ивана Васильевича! Хорваты бесконечно любят свою не очень богатую страну (Югославию бомбили), лелеют каждый уголок земли, они приветливы и открыты. Но я не хотел бы там жить.

Трижды побывав в Париже, я осознал, какого масштаба культурный шок испытали наши люди, вынужденные эмигрировать в определённый период в истории страны. Когда стоишь в храме Александра Невского, где отпевали великого Шаляпина, где есть икона, которую писал сам Деникин, понимаешь, какой великой ценностью был каждый дециметр этого храма.

Мне нравится путешествовать, бывать в других городах и странах, знакомиться с их историей, заводить друзей, но жить хочу только в России.

Сейчас в моих планах…

Ох, неблагодарное это дело в наше время – строить планы. Смотрите, по славянскому календарю прошлый год был годом мизгиря, ядовитого паука. И ведь всё сошлось, это насекомое парализовало волю, время, остановило поезда и разрушило планы. Вместо творческой поездки в Волгоград, а потом на Байкал, чтобы быть в составе экспертного совета международного фестиваля «Роза ветров», а потом – в Париж (и ни куда-нибудь, а к знаменитому Славе Полунину, в его легендарную «Жёлтую мельницу»)… вынужден был сидеть в Вятских Полянах! В одночасье рухнуло всё – мечты, проекты, замыслы и душевный подъем. Был шок, оторопь.

Поэтому с наступлением 2021 года просил и Быка (по китайскому календарю), и Кричащего Петуха (по славянскому календарю), чтобы всё было хорошо. И вы знаете, изменения заметны! Театр «АзАрт», наконец-то, может пригласить жителей нашего города на свою премьеру «Не покидай меня» по пьесе А. Дударева. На это есть официальное разрешение. Впереди — спектакль «Фалалей» Нины Садур в обновленном составе. И еще одна из её пьес – «Остров Несусвет» готовится к постановке. Она написана под впечатлением от приезда в Вятские Поляны к нам на арт-лабораторию «Очарованный странник». Кстати, детской аудитории наш «живой классик» и «Гоголь в юбке», как я называю Нину Садур, пьесу адресует впервые.

Планов много. Но пока поездки с детьми на гастроли представляются небезопасными. Например, мне звонят друзья из Эстонии и говорят, что у них работают только аптеки и магазины, а всё обучение дистанционное. Во Франции вообще действует комендантский час. А мы потихоньку выбираемся из этой ямы под названием «пандемия» и начинаем жить полноценно.