Найти тему
Феминизм сегодня

Что не так с законопроектом "О профилактие семейно-бытового насилия"?

Оглавление

Введение

Законопроект "О профилактике семейно-бытового насилия" - самый крупный проект по криминализации домашнего насилия в России. Последняя редакция документа датируется 29 ноября 2019 года - с тех пор никаких изменений в тексте не происходило.

Сама идея введения подобного закона звучит вполне здраво: по данным Росстата за 2017 год зарегистрирована в общей сумме более 30 тысяч случаев семейно-бытового насилия. Но не стоит слепо верить в исключительно благородную цель законопроекта, который мы сегодня рассматриваем - всё дело в том, что он имеет огромное количество недостатков, наличие которых явно не позволяет назвать его адекватной инициативой.

Ниже я постараюсь максимально подробно раскрыть всю сущность данного законопроекта.

Полный текст законопроекта можете найти ЗДЕСЬ.

Закон о домашнем насилии не защищает от насилия?

Да, как бы это странно не звучало, но данный законопроект совершенно не предусматривает защиты пострадавшего в случае применения к нему физического насилия.

"Статья 2. Основные понятия

Семейно-бытовое насилие — умышленное деяние, причиняющее или содержащее угрозу причинения физического и (или) психического страдания и (или) имущественного вреда, не содержащее признаки административного правонарушения или уголовного преступления".

А теперь обращаемся к Уголовному Кодексу:

  • Статья 111 - Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью
  • Статья 112 - Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью
  • Статья 115 - Умышленное причинение легкого вреда здоровью

Сторонники данного законопроекта могут сказать: "Домашнее насилие у нас декриминализовано, побои несут за собой только административное наказание!". Дело в том, что данный вид наказания назначается только при первом зарегистрированном случае совершения побоев в отношении члена семьи, в последующих случаях применяется уголовное наказание.

Но сути это не меняет, семейно-бытовое насилие по-прежнему содержит в себе признаки административного правонарушения (при первом случае совершения побоев) или уголовного преступления (при последующих случаях). А значит и жертву этот закон ни в одном случае не защитит.

Нарушение презумпции невиновности

Из прошлого пункта мы уже выяснили, что семейно-бытовое насилие является деянием, которое причиняет или содержит угрозу причинения физического и (или) психического страдания.

Наверное каждый из нас сможет рассказать о том, что для него является страданием, а что нет. Но дело в том, что у каждого человека эти определения будут отличаться, зачастую кардинальным образом. В юридической науке ситуация абсолютна такая же - не существует однозначной трактовки этого понятия.

Если с "физическим страданием" всё более-менее понятно: оно связано с ощущением физической боли или дискомфорта, однако нет согласия в том, в какой мере они должны быть выражены, чтобы можно было говорить про «страдание», то с "психическим страданием" всё гораздо сложнее. Этому термину даётся огромное множество различных определений, что в итоге может привести к тому, что "страданием" будут являться любые негативные эмоциональные реакции.

Не купили ребёнку игрушку, а он заплакал - вы насильник! Очень забавно было наблюдать за тем, как в одно время некоторые профеминисты доказывали мне, что подобного рода ситуация невозможна, однако никаких подтверждений своим словам они дать не удосужились.

Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что "насильник" будет виновен в абсолютном большинстве случаев, ибо под домашним насилием вполне вероятно будут восприниматься вообще любые негативные действия по отношению к "жертве".

Стоит отметить и то, что в тексте законопроекта не предусмотрено ни одной нормы, направленной на защиту от ложного обвинения.

Бизнес на насилии

"Статья 23, пункт 4:

Организации специализированного социального обслуживания в субъектах Российской Федерации при предоставлении услуг по психологическому сопровождению нарушителей могут привлекать общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в сфере профилактики семейно-бытового насилия, благотворительные и религиозные организации, а также индивидуальных предпринимателей."

НКО и ИП буквально смогут зарабатывать на проведении на психологических программ. Если с ИП всё понятно, то как будут зарабатывать НКО? Никто ведь не отменял финансирование подобных организаций, неважно происходит это со стороны государства или от кого-либо ещё. Чем больше "насильников" будут проходить данные программы, тем большее финансирование будет выделяться на данные мероприятия. Отсюда следует вполне логичное предположение - НКО и ИП будут проводить агитационную деятельность, направленную на увеличение числа зарегистрированных актов домашнего насилия. А если учесть и то, что таковым "насилием" будет являться вообще что угодно, то это предположение обретает всё больше смысла.

Квартирное рейдерство

Да, такое тоже возможно в нашем случае.

Одной из обязанностей, которые возлагаются на нарушителя согласно судебного защитного предписания, является покидание места совместного проживания на срок действия судебного защитного предписания. Нарушитель обязан выполнить это условие даже если место проживания принадлежит ему. Само же предписание может быть выдано на срок до одного года.

Как вы уже понимаете, данный законопроект предоставляет широчайшие возможности для различных манипуляций с недвижимым имуществом.

Коррупция

Обратимся к Федеральному закону "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".

Исходя из положений данного закона, мы можем выделить наличие нескольких коррупциогенных факторов:

  • Юридико-лингвистическая неопределенность
  • Широкие дискреционные полномочия должностных лиц
  • Выборочное изменение объемов права
  • Определение компетенции по формуле "вправе"

Заключение

Ну как вам? :) Я думаю, что для любого здравомыслящего человека теперь будет очевидно, что данный законопроект совершенно неприемлем. Неработоспособность, нарушение Конституции, возможности для коррупции и т.д. - всё это не даёт и малейшего повода назвать этот проект хоть сколько либо адекватным, даже при том, что цель его вполне благородна.

В последнее время феминистками активно предлагаются новые вариации "закона о домашнем насилии". Хоть они и избавлены от проблем законопроекта, который мы рассмотрели, но возникает вполне резонный вопрос к тем, кто продвигает подобные законы. Всё потому, что очень часто из их уст доносятся слова о неработоспособности полиции, я с этим согласен, но кто тогда будет приводить "закон о домашнем насилии" в исполнение? Непонятно.

Не забывайте оценивать материал в комментариях!