Найти тему
ПроРок

Кёрк Хэмметт – оправдательный приговор))

Оглавление

Сегодня на канале Про Рок очень необычный материал. Я бы даже сказал – крик души. Видно, что человека реально задело за живое. А знаете, что его задело? Вы, уважаемые читатели. Точнее, ваши комментарии в адрес одного очень известного музыканта. Уже догадались, о ком речь? Да, это он – Кёрк Хэммет, гитарист Металлики.

Кёрк Хэммет. ©Ralph Arvesen. This file is licensed under the Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported license.
Кёрк Хэммет. ©Ralph Arvesen. This file is licensed under the Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported license.

Anna Pronina – постоянная читательница, комментатор и любимая подписчица моего канала – делится с нами своими соображениями об этом замечательном гитаристе. Ее мнение идет вразрез с точкой зрения тех, кто необоснованно выливает на Кёрка тонны дерьма, ничем не подкрепляя свои слова. Разумеется, многие не считают его плохим гитаристом, но в то же время презрительное “Фи!” в адрес Хэммета раздается неоправданно часто.

Мне импонирует смелость Анны, выступившей против этих злопыхателей, я целиком на ее стороне. Прочтите ее чрезвычайно интересное, а главное, аргументированное и подкрепленное цитатами откровение и, возможно, вы измените свое мнение о Кёрке.

Итак, слово предоставляется Анне (кстати, она ведет собственный канал на Дзене – “Квокка-Дрель и мыслеформы”), но эту статью предложила для публикации на Про Роке. Читайте.

О Кёрке Хэммете замолвим слово...

“Может ли самая успешная музыкальная команда планеты (действующая команда!) иметь никудышного гитариста, который толком не умеет играть и не сочинил ни одной путной мелодии, темы, да вообще даже ни одного серьёзного риффа? Вопрос, казалось бы, риторический. Но не в случае Кёрка Хэмметта. Эти споры ведутся перманентно, кровопролитно....однако, зачастую без конкретных фактов, а лишь на основании собственных субъективных предпочтений спорщиков. А это не более чем лирика и казуистика.

Попробую сегодня прояснить вопрос не просто голословно.

***

Стоит сказать, что Кёрка ругать начали не вчера и не позавчера. Он пришёл в Metallica уже под ревностное улюлюканье любителей Мастейна. Дэйв действительно крут, но разве это причина, по которой Хэмметт не может быть крут?

"Пулемётные очереди" Мастейна были уместны для безбашенного начала группы. О да, в них была энергия, но не было структуры, развития! А развитие каждого участника в отдельности определяет эволюцию и развитие банды в целом. Иначе никак. Хотел ли в тот время развиваться Дэйв? Кто может сказать, что да, не поморщившись и не отводя глаза? Зато совершенно точно можно сказать, что, получив волшебного пендаля, Мастейн собрался с мыслями и организовался крайне эффективно! (Именно, как лидер своей собственной команды, как создатель и творец, мистер Дэвид Скотт Мастейн занимает особое место в моём сердце, а вовсе не как несостоявшийся гитарист Metallica). Собственно, всё это будто и случилось для того, чтобы родились Megadeth.

И.... Metallica! Да, с Кёрком! Каждый теперь был на своём месте, готовый развиваться сам и двигать вперёд всю команду! Не так ли достигается успех?

"Часть команды – часть корабля."(с)

Но я обмолвилась в начале, что без фактов подобные рассуждения всего лишь личное видение.

А потому, как насчёт экспертного мнения и мнения участников событий против рефлексирущей толпы?

"Когда Джеймс Хэтфилд и Ларс Ульрих впервые услышали соло Кёрка Хэмметта, им сразу стало ясно: этот гитарист - то, что надо. К тому времени, когда Мастейн, наконец, доехал за три дня через всю Америку до Сан-Франциско, Кёрк Хэммет уже прилетел в Нью-Йорк и репетировал с Metallica новый материал дома у Джонни Зазулы" (Крис Ингем, "Metallica. История за каждой песней").

Когда ребята поняли, что они абсолютно сыгрались и поняли друг друга, они не стеснялись выражать своё восхищение этим фактом!

"Кёрк играет с той же скоростью, что и Дейв, но у Дейва ничего нет, кроме скорости. Нет души" (Джеймс Хэтфилд).
"Я вам скажу про этого парня, про Кёрка. Он встаёт утром и играет. То есть он всё время играет, понимаете?" (Ларс Ульрих).

Трудолюбие и желание постоянно оттачивать свое мастерство – не самые худшие качества для музыканта. И уж точно не качества горе-играки.

"Я понимал, что он был великим музыкантом. Я знал людей, которые были знакомы с Кёрком, и я поспрашивал здесь и там, и всё говорили одно и то же: что он невероятный гитарист, он супер-классный парень и, вероятно, идеальный кандидат в эту команду" (Брайан Слэгель, основатель и генеральный директор Metal Blade Records).
"Кёрк был на самом деле другим, он хотел понять, какие секреты скрывались за Ули Йон Ротом и Майклом Шенкером, а также Джими Хендриксом и Стиви Рэй Воном. Он был знатоком, с умной головой на плечах. Он разбирался в том, что ему нравилось, и у него был действительно хороший вкус". (Джо Сатриани).

И это было всего лишь начало. А после "Kill 'Em All" группа прогрессировала просто феноменально. Это были не шаги, не прыжки, это была практически телепортация на новый уровень профессионализма за очень короткий промежуток времени. Обычно всю "вину" за это возлагают на умницу и всезнайку Бёртона, резко рванувшего в выдающиеся фронтмены Хэтфилда и на неугомонного, лихожопого Ларса, своей энергией способного прошибать стены. А вот роль Хэмметта в этом становлении выглядит по непонятным причинам как-то бледно.

Справедливо ли?

И снова обращаюсь к фактам. Разумеется, важно сочетание многих аспектов, но всё же в мире музыке главным двигателем популярности является сама музыка. (Мы сейчас говорим о МУЗЫКЕ, а не о штамповках шоу-индустии – поющих трусах и разноштернах).

Итак, репертуар Metallica. Что отличает мою любимую банду от многих-многих других того же жанра? Metallica – это песня! Это мелодия, рисунок, структура, плотность, конструкция, это смысловая нагрузка, красиво оформленная мысль, законченная история, месседж. Это песня в самом правильном определении! Но почему-то сложилось мнение, что никаких заслуг Хэмметта в сочинении песен Metallica и нет. То есть вся вкуснятина удачно придуманных риффов не имеет к нему отношения. А собственно, с чего это такое мнение? Просто единственная из причин, что приходит в голову – это менее буйный нрав Кёрка по сравнению с остальными участниками группы. Меньше чудил – меньше был заметен. Хэмметт всегда был не источником скандальных новостей, а гитарным работягой, в хорошем смысле. И не только в плане самой игры. Кёрк никогда не даёт своим мозгам засыпать. Может, потому он и значится в соавторстве огромного количества сочинений Metallica!

Снова факты.

***

Creeping death (Ride the Lightning, 1984)

Это без преувеличения великая песня и без преувеличения великий рифф! Он был идеей Кёрка Хэмметта, когда ещё совсем юным он играл в Exodus. Зловещее вступление зловещей библейской темы. Подхватывает с первой ноты и не отпускает до последней!

***

Trapped Under Ice (Ride the Lightning, 1984).

Словно дребезжащий рифф в основе песни – это тоже одна из ранних идей Кёрка, ещё до присоединения к Metallica. Молодо, но не зелено! Довольно искусно. Trapped Under Ice очень мало исполнялась вживую, поэтому не приобрела заслуженной широкой популярности, но это никаким образом не умаляет достоинств композиции. Трэш-классика!

***

Battery (Master Of Puppets, 1986)

Помните эту канонаду риффов, это нагромождение энергетических ударов?! Это словно бэк ту Зазула хаус. Простые, ясные и такие родные очертания. Ну разве Хэмметт тут не молодец? Роскошная "открывашка"!

***

Master Of Puppets (Master of puppets, 1986)

О значении этой песни для группы, для метал-жанра, для музыки вообще, для широкого понятия искусства говорить можно самыми громкими эпитетами, всё равно будет не то! Это отдельный культ! Master of Puppets – это и есть Metallica! Вся её энергия, история до и после, вся суть и соль! И один из краеугольных камней этого метал-храма – рифф Хэмметта, звучащий перед припевом, эффектный, задающий чёткий вектор для выхода в кульминацию "Поклоняйтесь!..."

***

Disposable Heroes (Master Of Puppets, 1986)

Если будете слушать песню, обратите внимание на рифф перед словами "...Soldier boy, made of clay, now an empty shell..."

Этот рифф – простая, но очень точная и удачная придумка Кёрка. Конструкция песни вообще сложена из простых элементов, и они идеально, как кусочки пазла подобраны и правильно расставлены. (Кстати, изначально планировалась песня про спортсменов, которые живут ради рекорда, победы, возможно, одной единственной, а потом остаются на обочине жизни забытые, никому не нужные).

***

Enter Sandman (Metallica, 1991)

Это святое! Что альбом, что песня. Это момент взросления, переосмысления. И наконец-то слышно Ньюстеда)) ("С ним была настоящая атмосфера "вверх"". Джеймс Хэтфилд). Открывающая альбом Enter Sandman мгновенно стала супер-популярной и супер-успешной.

Можно сказать, что именно Хэмметт вдохновил песню настораживающим и будоражащим центральным риффом, который дальше "оброс" необходимыми нюансами и подробностями. Эту "ноту сердца" Enter Sandman хранит теперь в своём сердце каждый поклонник Metallica.

***

Bleeding Me (Load, 1996)

Основной рифф был написан Хэмметтом. И этот рифф стал мощным ядром для этой густой, протяжной композиции. Песня не зря попала в концерт S&M. Там есть вокруг чего плести симфонические кружева.

***

My Apocalypse (Death Magnetic, 2008)

У большого числа поклонников группы с выходом этого альбома в благодатной ностальгии встрепенулись нервные окончания: Metallica во многом вернулась к себе самой, к своим трэш-корням. Этого хотели и ждали. И вот услышали те самые яростные, ураганные риффы, автором которых в My Apocalypse был в том числе и Кёрк.

***

Это лишь малая часть богатой "коллекции" Кёрка, лишь несколько ярких примеров из большого числа его придумок.

Не удержусь, упомяну ещё пару... десятков песен, соавтором которых значится Хэмметт, чтобы не осталось уже сомнений о его вкладе в общак.

Fade To Black, Escape, Call Of Ktulu, The Thing That Should Not Be, Welcome Home (Sanitarium), ...And Justice For All, The Frayed Ends Of Sanity, Dyer's Eve, трилогия The Unforgiven, Through The Never, Of Wolf And Man, The House That Jack Built, King Nothing, Hero Of The Day, Cure, Fuel, Frantic, Sone Kind Of Monster, All Within My Hands, The Day That Never Come, All Nightmare Long, The Judas Kiss (более чем полутораминутное соло здесь – шедевр Кёрка...) Это не полный список, конечно.

***

И ещё парочка маленьких, но чётеньких, прикольных бонус-фактиков.

Авторство строчки "My lifestyle determines my deathstyle", которая постоянно повторяется в Frantic (от того, как я живу, зависит то, как я умру) принадлежит Кёрку Хэмметту))

В клипе, снятом на песню All Nightmare Long, есть псевдодокументальные кадры событий после падения Тунгусского метеорита. Видео, из которого взяли эти кадры, подарил один русский фанат именно Кёрку.

***

По поводу любимого конька хейтеров "Хэмметт лажает" скажу вам следующее.

Если вы готовили дома и вдруг пересолили еду, то знать об этом будут только ваши близкие, и они будут понимать, что это всего лишь исключение, случайность, и вы не станете в одночасье поваром-неумёхой. Если вы готовили в ресторане и вдруг пересолили… об этом будут знать ВСЕ и навсегда! И к вам моментально, вот просто сразу, присобачат соответствующий ярлык! Таково общество.

У Metallica за сорок лет просто бешеное количество отыгранных концертов и всевозможных выступлений! И если кто-то из них вдруг случайно лажанул, разумеется, об этом знают все! А дальше по написанному. Подумайте об этом... Ярлыки вешать точно легче, чем играть концерты.

Конечно, я не гитарист, не музыкальный критик, но я слушаю Metallica уже больше 25 лет. У меня сложилось мнение о Кёрке как об очень разносторонне развитом в своей области профи! Это гитарист, пластичный в плане тенденций, подвижный в плане жанров, трудолюбивый и трудоспособный. Кажется, что последние два качества не сильно коррелируют с безумием rock и metal. Ведь в этой области традиционно довлеет стереотип "sex, drugs & rock-n-roll"(с). А музыка и мастерство как бы само собой. Но настоящий серьёзный музыкант всю жизнь совершенствует свои навыки, в искусстве всегда есть простор для роста.

Знаете, начитавшись за долгий период времени в интернете резкой критики в адрес Кёрка, а потом погрузившись в чтение книг о группе, я уже была готова и в этих книгах увидеть что-то подобное. Но нигде, нигде (!) я так и не нашла ни единой строчки о плохой игре Хэмметта. А ведь авторами книги является не абы кто, а люди, профессиональное мнение которых имеет серьезный вес в музыкальном мире.

Джоэл Макайвер – журналист и писатель, биограф большого количества рок- и метал-групп, гитарист.

Мик Уолл – британский писатель и музыкальный журналист, которого называют ведущим писателем о рок- и метал-музыке в мире, обладатель многих профессиональных наград.

Крис Ингэм – писатель, документалист, знаток мира музыки, отличается своей дотошностью и прямолинейностью.

Книги этих авторов довольно откровенны, местами их мнение жёстко и даже беспощадно по отношению к группе. Но никто из них ни под каким соусом не сделал ни единого даже намёка на то, что Кёрк слабый гитарист и бездарность. Наоборот, вы удивитесь, насколько уважительно они отзываются о нём. Причём даже прослеживается явная тенденция по ходу повествования – много текста о "Джеймс пил и скандалил", "Ларс не мог угомониться, тусовался и разбирался", "бас-гитаристы менялись и как это было"... о, вот пара предложений о Хэмметте в духе “Кёрк был погружён целыми днями в игру на своей гитаре”. Это просто объективная реальность. Кроме того, по ходу чтения постоянно натыкаешься на вкрапления типа "Blitzkrieg дала Хэмметту шанс доказать, что он умеет играть не только быстро, но и изящно. Это подтверждает соло – его последняя часть, исполненная на одной струне, великолепна в своей простоте и виртуозности" (Джоэл Макайвер).

И эти мэтры не лукавят.

***

Сам Кёрк говорит, что верит в свои силы и возможности, но это не останавливает его и не заставляет почить на лаврах.

"Я часто сомневаюсь в себе. Когда всё получается слишком гладко, я начинаю терзаться: уж слишком легко, так не бывает, наверняка вышел полный отстой! А ещё я всегда стремлюсь к совершенству, хоть и знаю, что идеала не существует" (Кёрк Хэмметт).
"... неделю за неделей я сидел у себя в подвале и целыми сутками играл соло… черпал вдохновение из того же источника, где брал его в юности. Поверил в себя, пришел в студию и записал всё на одном дыхании" (Кёрк Хэмметт о работе над Death Magnetic).

По идее в то время Кёрк мог бы уже сказать, мол, да, я умею всё, мне только надо взять в руки гитару и посмотреть в расписание записи, что конкретно мы записываем. Я уверена, Хэмметт знает себе цену! Но нет, никакого бахвальства и бравады. И мне нравится эта скромность, потому что Кёрк раз за разом преобразовывает её в желание работать над своим мастерством.

Например, в 1985 году, уже после качественно нового Ride The Lightning, вместо того, чтобы наслаждаться достигнутым, Кёрк посвятил лето большому курсу игры на гитаре с Джо Сатриани.

И даже сейчас, когда, казалось бы, можно было бы и расслабиться, Кёрк снова говорит о работе над собой.

"...я могу сказать, что намереваюсь больше работать над своей джазовой техникой. Я думаю как металл-гитарист, я скромный. Я не Eddie Van Halen, но всё ещё учусь, я учу материал каждый день, и всё ещё чувствую, что расту. Кроме того, я думаю, что мои навыки сочинения музыки со временем становятся лучше. Я всё ещё лезу вверх и не чувствую, что достиг вершины. Я думаю, что у меня ещё очень много времени для учёбы. И у меня достаточно мотивации для этого" (Кёрк Хэмметт).

Эта "учёба" продолжается всю жизнь.

В свои 58 лет Кёрк всё ещё "заряжен" куражом и желанием творить.

"...Мне требуется буквально пара месяцев, чтобы довести до ума все мои идеи. У меня накопился богатый материал, и поэтому в любой момент, когда мы все решаем: "Хорошо, давайте начнем составлять график, чтобы начать писать песни и записывать их", - я готов. Я там с первого дня" (Кёрк Хэмметт в наши дни о работе над новым альбомом Metallica).
"...У Кёрка столько идей! Это бывает забавно, потому что иногда это буквально на кухне, он что-то готовит и в то же время он играет вам рифф, или вы сидите на унитазе, а он играет вам какие-то идеи..." (Роберт Трухийо о работе над новым альбомом).

Эта неугомонность, желание узнавать новое в своем деле, которое вроде бы исхожено уже вдоль и поперёк, дорогого стОит. Кёрк Хэмметт – настоящий, преданный адепт музыкальных и гитарных богов, всегда одержимый своим ремеслом!

И думается мне, что все эти злобные голоса "великих экспертов" давным-давно не волнуют этого человека, он просто находится на совершенно другом уровне, недосягаемом для огромного количества музыкантов, которые ещё лет сто будут разучивать его легендарные соло, а тем более для примитивного злопыхательства.

Настоящий гуру всея hard& heavy и истинный металхэд Клифф Бёртон когда-то очень точно определил эту позицию ещё в начале пути Metallica:

"Мы делаем, что хотим. Нам всё равно, что думают остальные".

Он знал!

"...And nothing else matters..."(c)

***

Заключение

Вот такая потрясающе интересная, живая и умная статья, написанная с душой и любовью. Я настолько проникся, что даже сам начал писать имя Хэммета через "Ё" – Кёрк, что правильно. Прочел с огромным удовольствием, и мне любопытно, что скажете вы. Высказывайтесь в комментариях. Одна просьба: без хамства, пожалуйста. Делитесь своим мнением – вы согласны с Анной? Пишите.