Какие обязанности были у инспекторов в 60-х годах прошлого века, а также, какую роль сыграли регулировщики в годы Великой Отечественной войны?
Предлагаем отправиться в путешествие по страницам истории Госавтоинспекции. На днях Петербург отметил юбилей ГАИ, 85 лет назад, в марте 1936 года Госавтоинспекцию включили в состав милиции, а 22 апреля того же года Президиум Ленсовета принял постановление о перенаправлении ГАИ в ГИБДД.
Историческими предшественниками Госавтоинспекции как системы безопасности дорожного движения можно считать стрелецкие заставы, которые были расположены на городских окраинах. Позднее за это отвечали будочники и подразделения полицейских-городовых. Вскоре обязанность следить за порядком движения перешла милиции первых лет советской власти, уже к 1931 году был создан отдел регулирования уличного движения, который вошел в состав рабоче-крестьянской милиции НКВД. О первом начальнике Ленинградского ГАИ и своде правил движения того времени рассказала куратор музея Госавтоинспекции Лариса Босоногова.
– Начальником ГАИ стал замечательный опытный сотрудник милиции Фёдор Фёдорович Шилкин, он продумывал вещи, которые воплотились спустя десятилетия, к примеру, в 36 году вышли правила движения транспорта по шоссе, грунтовым дорогам и улицам главных городов советского союза. Он понимал, что частные правила движения, которые были созданы для конкретных городов – неудобны. Нужно было объединить эти правила и ознакомить с ними людей. Так называемые ПУДы – правила уличного движения появятся только к 60 году, а разрабатывались они до великой отечественной войны.
Госавтоинспекция того времени выполняла следующие функции: присвоение квалификации водителю, технический надзор за транспортом, а также регистрационно-учетные действия. В период своего становления ГАИ подчинялась отделу по регулированию дорожного движения, который занимался общей организацией движения, контролем за соблюдением правил и их популяризацией среди народа. До 1961 года обе службы действовали равноправно, пока отдел Регулирования дорожного движения не перешел в состав ГАИ в виде подразделений дорожного надзора, которые превратились в ДПС. Подробнее об обязанностях инспекторов тех лет расскажет Лариса Босоногова.
– Обязанности у автодорожных инспекторов заключались не только в наблюдении за соблюдением правил, но и за состоянием дорог, что до сих пор остается больной для нас темой. Наблюдали за ограждениями, когда идет ремонт дорожного участка, а так же оказывали помощь всем пострадавшим. Естественно, опрашивали свидетелей и собирали материалы, если вдруг произошло ДТП и отправляли в центральный орган милиции, который находился на Дворцовой площади.
Регулировщики отряда РУД сыграли далеко не последнюю роль и в годы Великой Отечественной войны. ГАИ возглавил Юрий Гольденберг, он занимался технической частью, в том числе и мобилизацией транспортных средств города. А начальником ОРУДа стал Александр Кудряшов, который также был командиром одного из батальонов. Не многие знают, но тяготы блокады с ленинградцами разделили и женщины-инспекторы, которые ежедневно выполняли непосильно-тяжелую работу и даже отбивались от захватчиков.
– Очень больной для нас вопрос – это женщины регулировщики, которые работали в подразделениях милиции, говорит Лариса Босоногова. – Почему больной? Потому что это не женское дело – очень серьезная служба, тяжелый и неблагодарный труд, сопряженный с большими рисками. Любой работник современный полиции подтвердит это, но, тем не менее, славные дочери отечества – есть и тогда, революционном порыве, они тоже были. Особенно много женщин регулировщиц оказалось в рядах нашей службы в великую отечественную войну, за что им низкий поклон. В живых осталась Нина Васильевна Коршунова –Лебедева, она прошла всю войну и блокаду работая на перекрестках нашего блокадного Ленинграда.
Госавтоинспекция в наши дни – всё тот же незаменимый орган регулирования дорожного движения. Сотрудники ведомства ежедневно продолжают выполнять сложные и разнообразные функции, которые направлены на безопасность всех участников дорожного движения.