"Снимать патриотический фильм, в котором рассказывается о пьянках и любовных похождениях дворян - это невозможно! Да ещё к 150-летию Отечественной войны 1812 года! Комедию? И чтобы Кутузова играл комик Ильинский?" Именно такие опасности увидело Министерство культуры в предложении Эльдара Рязанова снять "Гусарскую балладу"
Приветствую вас, друзья, на канале "Не/Хорошее кино".
За спиной режиссера уже была мегауспешная "Карнавальная ночь", середнячковая "Девушка без адреса" и опальный "Человек ниоткуда". В поисках новых идей для сценария Рязанов вспомнил, как в молодости, в конце войны попал на спектакль "Давным-давно", поставленный Алексеем Поповым в Театре Советской Армии.
Восторг и радость, испытанные режиссёром побудили его перечитать пьесу, в которой рассказывается о любви и бескорыстной дружбе, о героях, готовых прийти на помощь в трудную минуту, и просто о людях, любящих жизнь во всех её проявлениях.
В те годы киностудия сама имела право запускать киноленту в производство, и "всемогущий" Пырьев помог молодому режиссеру в обход сопротивления Минкульта приступить к съёмкам фильма.
Практически сразу утвердив на роль Ржевского Юрия Яковлева, Рязанов столкнулся с проблемой поиска главной героини. Ведь по сюжету Шурочка Азарова должна была иметь хорошую фигуру, привлекательную внешность, в гусарском мундире походить на бравого юнца-вояку и кроме того, скакать на лошади, фехтовать и стрелять.
Играть такую сложную двойную роль по силам лишь опытной актрисе, но героине лишь 17 лет, а опыт приходит с годами. После долгих поисков Рязанов нашел студентку третьего курса Театрального института, Ларису Голубкину, которая училась на отделении музыкальной комедии.
Голубкина обладала всеми необходимыми качествами, кроме знаний, и Рязанов взвалил на себя огромную ношу, став не только режиссёром, но и педагогом для начинающей актрисы на съёмочной площадке.
Против Ильинского-Кутузова были все! Студийное руководство опасалось, что появления комика в роли фельдмаршала вызовет лишь смех, а сам актёр говорил, что роль очень маленькая, и, вообще, он недостаточно стар для неё.
Однако Рязанов пошёл на хитрость и постоянно рассказывал Владимиру Ильинскому, что чуть ли не вся киностудия умоляет на коленях его сниматься, а на студии делал вид, что продолжает искать актера на эту роль.
В итоге, уговорив актёра, он начал снимать его без согласования, поставив руководство перед фактом. Зима заканчивалась, уходила натура, а пересъёмки сорвали бы сроки сдачи картины.
Возникли сложности и с поиском усадьбы Азаровых. Если крупные дворцы ещё худо-бедно сохранились, то небольшой особняк найти было очень нелегко. Наконец в Подмосковье нашли полуразрушенную церковь из которой и слепили дворянское гнездо основных героев.
Но главные проблемы возникли у Рязанова с написанием киносценария. Когда режиссёр только задумывал снимать свой фильм, он рассказал об этом своему другу, Юрию Шевкуненко, который ещё в 1942г играл в этой пьесе пленного испанца.
Шевкуненко вспомнил, что ещё тогда автор пьесы, Александр Гладков, под разными предлогами, не переделал ни одной строчки для театральной постановки.
Рязанов всё же нашёл Гладкова, так как пьеса в чистом виде заняла бы более шести часов экранного времени, и для динамичного музыкального фильма нужно было переписать некоторые сцены. Причем режиссёр чётко обозначил те места, где это нужно сделать.
Драматург с воодушевлением согласился через месяц предоставить Рязанову готовый вариант. Через три недели Режиссёр начал звонить Гладкову домой, чтобы узнать, как продвигается работа, но в трубке была тишина и дверь в квартиру никто не открывал.
Наконец Рязанову удалось найти Гладкова в небольшом городке под Калугой. На просьбу режиссёра показать хоть какие-нибудь готовые варианты, Гладков, сославшись на интимные творческие процессы, пообещал сдать всю работу через неделю и теперь пропал уже на совсем.
То есть он появился, но когда уже велись съёмки. К этому времени Рязанову пришлось вспомнить свою "поэтическую" молодость и от безысходности самому написать восемь эпизодов в стиле "а-ля Гладков". Сценарий Гладков одобрил и на этом его участие в картине закончилось.
Любопытно, что сам Гладков позже в своих воспоминаниях рассказывал, как и когда он сочинял тот или иной эпизод для киносценария.
Существует легенда, что в 1940 году драматург сидел в тюрьме за кражу из Ленинской библиотеки книг и рукописей. А уже через год после освобождения, была опубликована пьеса "Давным-давно".
По мнению Рязанова, Гладков мог получить пьесу от кого-то, кто так и не вышел из тюрьмы, а таких в те годы было много. Некоторые критики приводят в доказательство авторства Гладкова то, что в его дневниках за 1940г есть записи, в которых он размышляет о написании пьесы о героях отечественной войны 1812г
Но факт остаётся фактом: ни до ни после "Давным-давно" Гладков не издал ни одного стихотворного произведения. А для Эльдара Рязанова "Гусарская баллада" стала первой экранизацией и последней картиной в жанре "игровая комедия".
Друзья, напишите, пожалуйста, в комментариях, а что Вы думаете об этой истории?