Российские автопроизводители, бесспорно, ориентированы в основном на внутренний рынок, но и про экспорт не забывают. А он становится все более важной статьей доходов отечественных марок, хотя прошлый год, ознаменовавшийся масштабным кризисом, и подпортил картину. Однако даже в таких условиях некоторые компании умудрились улучшить показатели.
Российский экспортный центр (РЭЦ) сообщает, что в общих значениях экспорт упал на 38%. Отечественные марки в 2020 году отгрузили за границу 81,3 тысячи #авто, а в 2019 году — 131,4 тысячи. Нарастить объемы поставок в другие страны смог только КамАЗ, показатели остальных брендов упали
Топ-10 направлений экспорта представлен преимущественно странами постсоветского пространства:
- Белоруссия (34,6 тысячи машин);
- Казахстан (23,5 тысячи машин);
- Узбекистан (чуть более 5 тысяч машин);
- Азербайджан;
- Армения;
- Украина;
- Туркмения;
- Киргизия;
- в этот ряд удивительным для неподготовленного взора образом затесались Вьетнам (седьмое место с 1135 автомобилями);
Продажи в Узбекистане эксперты РЭЦ называют большим успехом. Дело в том, что местный рынок сильно монополизирован за счет развитого внутреннего производства. Подавляющее большинство новых автомобилей в стране производится и реализуется государственным холдингом «Узавтосаноат». Но российские компании смогли занять свои ниши и нарастить продажи. Некоторые отечественные автопроизводители даже рассматривают возможность локализовать сборку своих моделей в Узбекистане, поскольку рынок в стране показывает уверенный рост последние несколько лет.
Если рассматривать экспорт в разрезе отдельных брендов, то традиционно лидирует АвтоВАЗ. Легендарная отечественная марка реализовала на заграничных направлениях почти 12% от произведенных за 2020 год машин — 41 тысячу. Хотя это и на 19% меньше, чем годом ранее. Основные модели, поставляемые за рубеж, — Lada Vesta, Lada Granta и Lada Niva.
Чаще всего продукцию тольяттинского автозавода приобретают в странах СНГ, Центральной Азии, Северной Африки и Латинской Америки. Среди новых для марки рынков — Монголия, Таджикистан и Туркменистан, где она была официально представлена не более трех лет назад. А в Белоруссии, Узбекистане и Азербайджане бренд Lada и его производные (и предшественники) по-прежнему остаются самыми популярными автомобилями.
Интереснее картина с другой известнейшей российской маркой, УАЗом. В прошлом году ульяновцы экспортировали 3625 автомобилей (на 36% меньше, чем в 2019-м), причем большая часть отгруженных машин — те или иные версии «буханок». Ареал продаж охватывает такие страны как Македония, Польша, Румыния, Сербия, Эстония, Ирак, Мадагаскар, Либерия, Судан, Конго, Камбоджа и Мьянма. В этом году он должен расшириться на Вьетнам и «ряд африканских государств».
А вот с ГАЗом ситуация несколько сложнее. С одной стороны, с 2014 года компания более чем в два с половиной раза увеличила количество стран, куда поставляет свою продукцию (с 16 до 40). Завод последовательно реализует отдельные стратегии развития присутствия в каждом из трех перспективных макрорегионов — Африке с Ближним Востоком, Латинской Америке и Евразии. Создаются экспортные модификации под конкретные местные особенности эксплуатации (с правым рулем, для жаркого или высокогорного климата).
Более того, в 2020 году бренд принял беспроигрышное решение сфокусироваться на тех странах, которые лучше всего пережили пандемию коронавирусной инфекции — в Юго-Восточной Азии. Наконец, во Вьетнаме и Марокко стартовали продажи различных модификаций «ГАЗели NEXT». Однако одновременно с этим компания уже третий год как попала под санкции США, что существенно ограничивает список возможных контрактов. Представители марки утверждают, что без этого политического давления объемы экспорта могли быть вдвое больше.
В общей сложности отечественные автопроизводители в 2020 году отправили свои изделия в 96 государств, причем в некоторые — всего по одной штуке. В этом клубе Кувейт, Эфиопия, Норвегия и Черногория. С точки зрения географии продаж, ареал российских марок уменьшается, ведь в 2019 году список импортеров их продукции насчитывал 113 строчек, а в 2018-м — 126. Хотя объемы поставок наоборот росли: в 2017 году на 31,3%, в 2018-м на 11,3%, а в 2019-м на 12,5. Как отмечают в РЭЦ, сильнее всего в прошлом году пострадал экспорт в дальнее зарубежье.
Фото взяты из открытых источников.
Это интересно: Какие «Лады» возят немцам и как обходят эконормы?