"..Из прокуренного и душного вагона на северном венском вокзале вышел молодой человек в серой шинели, не выпуская из рук дешёвый деревянный чемодан. Его провинциальные и густые усы, скрывающие крупные оспины, сразу заиндевели, попав из духоты на звенящий мороз. Он прибыл из Кракова, где получил от старшего товарища задание написать статью о национальном вопросе. Ставрос Попадопулос, а именно это имя было написано в его паспорте, не был тем, за кого себя выдавал, друзьям он был известен по прозвищу "Коба", а позже придумал себе псевдоним, известный каждому русскому человеку- "Сталин". Остановившись у общих со своим старшим товарищем из Симбирска знакомых Трояновских в Вене, молодой революционер начал усердно работать, лишь иногда выходя на одинокую прогулку в парк у замка Шённбрун.
Примерно тем же маршрутом, страдая от депрессии, гулял другой одинокий художник, не принятый в венскую академию художеств. Сын Алоиза Шекльгрубера- Адольф, взявший фамилию Гитлер, потеряв своего деспотичного, но горячо любимого отца, жил в мужском общежитии Маннерхейм и писал свои бесчисленные и безлюдные акварельные городские пейзажи. Встреча писателя и художника была неизбежна..".
История не сохранила ни одного факта встречи этих двух фигур на протяжении всей жизни.
Очень необычная и интересная идея для книги пришла в голову немецкому критику Флориану Иллиесу, выпускнику Оксфорда и Бонна ещё в середине нулевых: к столетию начала Первой мировой войны рассказать читателю, что же происходило в 1913-м году в Европе, в этот последний мирный год. Роман был опубликован в 2012 году, приуроченный к красивой годовщине.
Иллиес делает срез того времени, в основном показывая события в мире искусства и политики.
У престола великой Австро-Венгрии ещё находится Франц Иосиф, потерявший свою жену и любимую собаку. Его беспокоят события на Балканах, где албанцы с боями изгоняют гордых сербов со своих земель. Его сын, престолонаследник Франц Фердинанд живёт в Богемии (замок Конопиште) и развлекается охотой на фазанов и оленей.
На страницах этой великолепной своим содержанием книги вы сможете повстречаться с Пабло Пикассо и Анри Матиссом, Оскаром Кокошкой и его любовницей- вдовой Альмой Малер, Людвигом Эрнстом Кирхнером и другими представителями авангардной живописи.
Казимир Малевич создаёт первую версию "Чёрного квадрата", а Василий Кандинский экспериментирует с цветами, создавая невероятные сочетания. Из деятелей эпистолярного жанра читатель массу времени проведёт в Праге у Франца Кафки, написавшего шедевральное письмо-предложение своей невесте. Томас Манн задумывает написать свою "Волшебную гору", а Оскар Шпенглер трудится над "Закатом Европы". Рильке развивает свой поэтический талант, а Марсель Пруст заканчивает первый из шести томов своего романа об утраченном времени. Зигмунд Фрейд ведёт ожесточённую полемику со своим учеником Карлом Густавом Юнгом.
Игорь Стравинский ставит в Париже свои балеты, попутно становясь любовником шляпницы Коко Шанель.
Чарльз Чаплин подписывает свой первый контракт, а совсем ещё мальчишка 14-летний Луи Армстронг попадает в тюрьму, где впервые учится играть на трубе. На заводе "Даймлер" работает испытателем молодой Иосип Тито, а в Вене трудится Лейба Давыдович Бронштейн, которого товарищи прозвали "Троцкий".
Необъяснимая тревога витает над европейцами, получившими беспрецендентную свободу в творческом, личном, сексуальном, духовном аспектах. Напряжение, нависшее над континентом не сможет разрешиться мирным путём, как показала история. Автору удалась очень мощная и разнообразная книга-энциклопедия, к которой хочется возвращаться, отыскивая новые и новые события и фамилии. Советую к ознакомлению всем любителям искусства.