Историки единогласны (или близки к этому) в том, что арабы делятся на следующие виды:
1) «араб баида»;
2) «араб ариба»;
3) «араб мустараба».
С точки зрения происхождения и родословной историки делят их на две группы: кахтаниты — выходы из Иемена, и аднаниты — выходцы из Хиджаза. Специалисты по родословным делят аднанитов на две большие группы: Рабиа и Мудар. С ранних пор между кахтанитами и аднанитами была конкуренция, а между Рабиа и Мудар была сильная вражда, продолжавшаяся несколько веков. Историки сошлись на том, что кахтаниты являются стволом, а аднаниты — ответвлением [1], перенявшим от них арабский язык, и на этом языке говорили потомки Исмаила после переселения в Хиджаз. Пророк Исмаил (мир ему) старший предок «арабов мустараба», то есть аднанитов.
Знание родословной очень важно в арабской среде. Это признали даже осведомлённые люди из других народов. Рустам — полководец персов — сказал своему окружению, когда они унизили Мугиру ибн Шубу, отправленного мусульманами для переговоров, и издевались над ним из-за его одежды:
«Горе вам! Арабы пренебрегают одеждами и едой, но берегут свою родословную»". [2]
[1] С этим не согласились некоторые современные специалисты. Они утверждают, что такого заявления нет в источниках доисламской эпохи, а лишь зафиксировано в книгах, написанных после прихода Ислама, и построено на словах летописцев, большая часть которых имеет кахтанитско-йеменские корни.
[2] «Аль-Бидая ва ан-Нихая» Ибн Касира, 7/40