Народное творчество то бишь фольклор, на самом деле, никуда не исчезало. Просто мир вокруг изменяется, изменяются и формы, в каких выражается фольклор.
В Советском Союзе народные пословицы и поговорки появлялись по двум каналам. Во-первых, псевдо народные пословицы публиковались в разных сборниках или даже в газетах и журналах. Естественно, посвящены они были теме труда, труд для советского человека при переходе к коммунизму должен был заменить всё и стать такой же естественной потребностью как дышать, есть, спать и прочее. Другая ходовая тема — якобы идущий из глубин народной жизни атеизм. Хотя изготовлением такого "фольклора" занимались профессионалы, среди публики он не часто приживался.
Во-вторых, собственно народные пословицы и поговорки, рождённые чьим-то остроумием и распространившиеся как и положено продуктам фольклорного творчества от одного человека к другому, пока авторство окончательно не за теряется. Вот именно эта часть фольклора ХХ века и стала предметом статьи.
В Советском Союзе появилось среди прочих такое новое слово как "несун". Несун не имеет отношения к носильщикам, это человек, ворующий с предприятия и выносящий сворованное в буквальном смысле на себе. Не в открытую, конечно, а каким-нибудь скрытным способом. А вся философия несунов, в число которых можно было занести львиную долю трудового коллектива любого предприятия, выпускавшего ликвидную с точки зрения обывателя продукцию, помещалась в одно двустишие:
Тащи с завода каждый гвоздь,
Ты здесь хозяин, а не гость.
Приходя в гости, часто по предметам в квартире можно было узнать, где работает хозяин.
В условиях всеобщего дефицита очень даже выручало правило "Ты — мне, я — тебе". Принцип взаимовыгодного сотрудничества. Когда далеко не всегда можно было пойти в магазин и купить нужную вещь без особых проблем, были бы деньги, приходилось многое доставать, то есть использовать все возможные связи, смекалку и предприимчивость, чтобы просто совершить покупку. Кадр
Отношения с партийно-государственной властью у большинства жителей страны были вполне спокойные. Иногда недоверчивые, иногда ироничные. Потому рождались и анекдоты, и просто присказки, не особо порой вписывающиеся в официальную идеологию.
Вот так, например, обыграли известный лозунг:
У нас в стране всё во имя человека, всё для блага человека, и человека этого вы все знаете.
Значимости, как сейчас бы сказали, профориентации посвящены были некоторые модернизированные или вновь сочиненные образцы супермалой словесности.
Ученье — свет, а не ученье — чуть свет и на работу.
В смысле, может человек с высшим образованием и не так много зарабатывал, но зато больше шансов имел начинать рабочий день попозже.
Денег нет, иди в мед.
Ума нет, иди в пед.
Несколько колючая поговорка, но весьма метка. Врач и в те времена не остался бы без куска хлеба с маслом, если он хороший специалист. А пединституты постепенно превращались, к сожалению, в места, где легко можно получить диплом о высшем образовании.
В основном эти плоды народного творчества сложились и распространились в 1960-е — начале 1980-х годов. Что-то дожило и до нашего нынешнего времени.
Если у читателей что найдётся в "закромах" из советского и нового фольклора — не жадничайте, поделитесь в комментариях.
Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.