Найти тему
Газета Канаш

Ю.Энтин: если хотите популярные песни, приглашайте нас с Крылатовым

В 2015 году Юрий Энтин побывал в Канаше. Во время визита в наш город Юрий Сергеевич дал интервью, в котором рассказал о своем творческом пути.

- Как Вам удается своими песнями во взрослых людях будить детство, а детям дать понять, что рядом с ними существует взрослый мир со своими серьезными делами, проблемами…

- У меня на этот вопрос ответа нет. Я как птичка пою, а в лесу, где-то внизу, бегают зверушки, медведи, волки…Критики пишут статьи и объясняют мне, как и моя жена, она закончила философский факультет, о чем я написал и о чем думал. Я с удивлением слушаю. Специально для детей я никогда не писал. Пригласили написать для "Летучего корабля" - сценарий мне понравился. Сказали: "Напиши для Водяного". А мне не понятен, кто он, Водяной. Спрашиваю: "Кто он?". Мне говорят: "Сам придумай". Придумывая ему биографию, я думал не о детях, а о своем друге Максиме Дунаевском. Потому что, если напишу что-то хорошее, он наложит стихи на музыку, режиссер Гари Бардин снимет мультфильм. Результат в итоге получался очень семейным и эти песни до сих пор живут. У меня вышел трехтомник, я очень им горжусь. Первый том называется "101 популярная песня для детей", второй - "101 неизвестная песня для детей", третий - "101 новая песня для детей". Когда пишешь, никогда не знаешь, популярная получится песня или нет. С Евгением Крылатовым всегда получается популярная. Так что, если хотите популярные песни, приглашайте нас с Крылатовым.

- В одной из Ваших мной очень любимых песен есть такие строки: "Ночь пройдёт, наступит утро ясное, Знаю, счастье нас с тобой ждёт. Ночь пройдёт, пройдёт пора ненастная, Солнце взойдёт..." У вас очень много таких солнечных песен, чувствуется, что Вы живете со светом, теплом в душе, в сердце. Поделитесь, пожалуйста, с нами Вашим рецептом ощущения мира.

- Когда однажды задавали похожий вопрос при моей жене, вдруг она вмешалась и сказала: "Ничего он с солнцем не живет. Это я живу с солнцем. Я только писать стихи не умею. А он ворчливый, ироничный, не умеет ничего чувствовать, а я умею". Это отчасти так. И эту песню, скажу вам по секрету, я не смог написать, потому что, видимо, солнца у меня внутри нет. И вообще не писал про любовь, считал себя юмористическим поэтом. Тогда я позвонил Гладкову и попросил написать музыку про любовь, на которую я напишу стихи. Он написал красивейшую мелодию, дал мне послушать, и у меня родилось стихотворение. Вдохновило меня не солнце внутри, а музыка композитора. С той поры я полюбил писать на уже готовую музыку. Например, песня "Мама - первое слово" на музыку Буржоа Жерара, "Мир без любимого" на музыку Александра Зацепина, эта песня вошла в фильм "31 июня". Так что, я снижаю ваш пафос. Это все-таки момент тайны….(задумался - ред.) … Но наверно-наверно… Про себя думаю иногда, что сам не понимаю. Через какое -то время читаю свои стихи как стихи чужого человека. Они веселые и легкие. Какие-то даже "шампанизированные". Может, я такой легкий, поверхностный человек, в отличие от тех, которые сами понимают, что пишут и продумывают. У меня это как-то получается по-другому.

Некий секрет таланта раскрыл Владимир Владимирович Путин. Он мне прислал телеграмму со словами: "Я знаю, что ваши песни очень любят дети и все дети их поют. Потому что они очень искренние". Это меня очень тронуло. Действительно, я никогда не писал, например, про пионеров, мне предлагали, а я отказывался, потому что это было неискренне. Писал против пионеров: "Мы не хотим шагать, нам хочется гулять". Я люблю естественность и дружу с очень естественными людьми. Такая дружба с Ириной Муравьевой. Я для нее написал очень много песен для разных кинофильмов. Потому что она такая естественная, когда играет, никогда не притворяется. Для меня это очень важно. В этом наше мировоззрение с моей женой совпадает.

- В разговоре Вы часто ссылаетесь на мнение своей жены. Как родился ваш красивый союз?

- Марина была музыкальным редактором музыки народов СССР, а я был главным редактором детской редакции фирмы "Мелодия".

- Когда вы соединились, получился проект детские песни стран мира (добавляет К. Милин - ред.).

- Нет, когда мы соединились, получились "Бременские музыканты". Я их написал в момент нашей влюбленности. На нашей свадьбе, когда мы расписывались, было два человека: с ее стороны Шерлок Холмс - Василий Ливанов, соавтор "Бременских музыкантов", с моей - Геннадий Гладков, автор музыки.

Как-то однажды на работе у нас появилась девушка, махая красным платьем, закричала: "Французское платье, французское платье, кому французское платье?". Оно стоило 40 рублей при моей зарплате в 120 рублей. В этом платье моя жена выходила за меня замуж. Ливанов срисовал ее образ, и так появилась главная героиня "Бременских музыкантов" - Принцесса и секс-символ страны. Я ее ревновал.

- Что ожидаете от детей, которые исполняют Ваши песни и что пожелаете взрослым, которые учат их это делать?

- Я пожелаю, чтобы они во время пения не думали только о подаче звука, но во время исполнения песен изнутри поняли, про что это песня. Иногда я слушаю свою песню и стесняюсь, потому что она сделана не точно. Однажды был мой юбилей, и Геннадий Гладков, поздравляя меня, сказал с таким разоблачением: "Вы думаете, он такой милый, приятный, а он настолько борется за каждую свою строку, мучает меня и всех композиторов". Действительно, много-много раз по моему настоянию Максим Дунаевский, потом он сказал, что 14 раз, переделал одну из песен. Однажды я поднял скандал, поссорился начисто с Анатолием Папановым и ушел с записи, хлопнув дверью, потому что он пел: "Мои подружки - пиявки и лягушки! Фу, какая гадость!". Но ведь они не гадость, я же написал, что подружки, в конце концов по Станиславскому надо вжиться в образ. Он мне отвечает, что по Мейерхольду надо оставаться самим собой: "Я, Папанов, не люблю лягушек. Гадость!" Тут все начали смеяться, а я ушел. Потом, через некоторое время, с Папановым помирился, потому что он гениально спел: "Расскажи, Снегурочка, где была?".

Людмила ШУРЕКОВА