Доброго дня, читатели!
Уже несколько лет на территории России проводятся пилотные проекты по внедрению маркировки разнообразной продукции. Итоговой целью является отражение всей полноты товарооборота в системе «Честный знак», что, по задумке авторов проекта, позволит эффективно бороться с контрафактом, серыми схемами и теневой экономикой страны. Суть системы маркирования сводится к возможности проследить перемещение любого товара от ввоза в страну или производства до конечного потребителя. Это становится возможным в результате того, что на каждом этапе перемещения товара участники его оборота вводят необходимые данные в единую систему контроля.
Технология работы системы «Честный знак» такова: участник оборота для каждой категории товара получает уникальный код и наносит его на ярлык или упаковку продукции. Далее продукцию вводят в оборот. Оптовики и импортеры при отгрузке сверяют коды на товаре с данными в товарных и провозных документах. Более мелкие оптовики или розничные сети сообщают о принятии на баланс группы товаров в систему «Честный знак». При продаже такого товара метка с его ярлыка считывается, а данные ККМ направляются в «Честный знак» - это уже вывод товара из оборота.
Ввод такой системы контроля за товарооборотом идет постепенно. Перевод групп товаров к обязательному маркированию происходит после периода их добровольной маркировки, тестирования работы системы с новым видом товаров, ввода ограничений на маркировку остатков товаров и уже после этого переход к обязательной маркировке и запрету продажи немаркированного товара. К концу 2020 года среди товаров готовых к переходу на обязательную маркировку оказались обувь, лекарственные препараты, часть текстиля, парфюмерия и шины. Согласно принятым постановлениям, с 2021 года их продажа без DataMatrix-кода на этикетках будет вне закона. Кроме того в 2021 году появятся новые группы товаров, готовящихся к обязательной маркировке: молочная продукция, кресла-коляски, упакованная вода и курительные смеси. (Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020г. N 2464).
Сейчас уже стало совершенно ясно, что надежды на отмену обязательной маркировки товаров, которые витали среди предпринимателей еще в конце 2019 начале 2020 года – стремительно тают. Маркировка вводится повсеместно, становится все более распространенной и неотвратимой. И большинство предпринимателей оказываются перед выбором: принять и применять или быть оштрафованным за нарушения и, как итог, уйти из бизнеса.
Коль скоро мы заговорили о штрафах, то не лишне будет упомянуть и об их размерах. Наказания за нарушение правил маркировки в России введены с 2019 года. Размер ответственности отражен в статье 15.12 КоАП. Штраф, если маркировка на товарах отсутствует:
— от 2 до 4 тысяч руб. для граждан;
— от 5 до 10 тысяч руб. для директора, бухгалтера и прочих должностных лиц;
— от 50 до 300 тысяч руб. для компаний или ИП.
Если маркировка не верна, либо отсутствует часть необходимой по закону информации:
— от 5 до 10 тысяч руб. для индивидуальных предпринимателей;
— от 50 до 100 тысяч руб. для юридических лиц.
Самое грустное во всей системе штрафов то, что всю выявленную продукцию без маркировки или с ошибочной маркировкой конфискуют, и предприниматели рискуют остаться не только со штрафом, но и без товара. Ну и, кроме того, за нарушения правил продажи товаров, подлежащих маркировке в особо крупном размере (чаше это касается табака и алкоголя) может наступить и уголовная ответственность.
Смириться и быть морального готовым принять новые правила игры, как вы понимаете, не достаточно. Если вы занимаетесь торговлей, то должны понимать, что такие глобальные изменения неминуемо принесут и новые траты. Так к каким же затратам нужно быть готовым?!
Во-первых, сами по себе «Коды» предоставляются на условиях платности. Постановление РФ № 577 утверждает стоимость одного маркировочного кода в размере 50 копеек без НДС и 60 копеек с НДС. Это непосредственно за заказ и выдачу. Но и без того в системе «Честный знак» нужно зарегистрироваться, как и в личном кабинете ФНС, это обходится около 1-3 тысяч рублей – стоимость услуг Авторизованного сервисного центра. Но если вы готовы сделать все самостоятельно, то тут можно и поэкономить и ничего не платить.
Во-вторых, приобретенные Коды необходимо нанести на товар, а это уже другая статья затрат. Торговые компании для маркировки остатков (по вновь вводимым группам товаров, а особенно актуально для одежды) либо вынуждены приобрести свой принтер этикеток, либо заказать изготовление этикеток в сторонней компании. Самый простой принтер для печати этикеток может обойтись около 6-12 тысяч рублей, принтер, рассчитанный на более серьезные нагрузки, будет стоить уже в районе 12-20 тысяч, ну а за принтер, рассчитанный на большую нагрузку, придется выложить не меньше 40 тысяч рублей.
В-третьих, необходимо специализированное оборудование. К примеру, двухмерные сканеры, для считывания кодов, стоят в диапазоне от 4 до 12 тысяч рублей. Новая онлайн - касса обойдется не менее чем в 15-30 тысяч, и это компактный смарт-терминал. Если нужна полноценная POS-система, то тут придется приготовить уже от 35-ти до 80-ти тысяч рублей.
В-четвертых, для оптовых складов и крупных магазинов будет весьма актуален также терминал сбора данных. В этом случае бюджет предпринимателя может полегчать на сумму от 25 до 100 тысяч рублей, в зависимости от потребностей бизнеса и возможностей приобретаемой техники.
В-пятых, не стоит забывать и о необходимости приобретения соответствующего программного обеспечения. Сейчас уже крайне редко можно встретить магазин или тем более оптовый склад, обходящийся без автоматизации систем учета, хранения и отгрузки. Еще более актуален это вопрос стал с введение маркировки. Для внедрения минимальной автоматизации, что называется, с чистого листа, необходимо вложить порядка 2-8 тысяч рублей на каждый кассовый узел – это будет кассовая программа необходимого уровня, и дополнительно от 3 до 30 тысяч рублей на приобретение товароучетной системы. Если вы обладатель действующего бизнеса и минимальный набор программного обеспечения у вас уже есть, то, разумеется, обновление и перепрошивка вам обойдутся значительно дешевле, но все же не бесплатно.
Ну и, пожалуй, последние штрихи: если до сих пор вы обходились без электронной цифровой подписи, то теперь она вам точно будет необходима. Ее получение будет стоить около 3-5 тысяч рублей. Договор с ОФД обойдётся в 4-7 тысяч (зависит от срока действия фискального накопителя). Кроме того, если у вас в штате нет программистов для настройки нового ПО и инженера для монтажа и наладки оборудования, то и эти услуги придется оплатить дополнительно. Заложить стоит суммы исходя их стоимости 1 часа работы таких специалистов, примерно 1,5-3 тысячи рублей. Не стоит забывать и о необходимости обучения и переподготовки ваших сотрудников.
Как видим из приведенных данных, внедряемая система контроля товарооборота в стране несет не мало проблем и материальных затрат для малого бизнеса. Фактически, она вынуждает либо вкладывать в развитие значительные средства, либо уходить с рынка оставляя конечных покупателей наедине с крупными сетевиками, для которых осуществить такие вложения куда проще. Ситуация складывается странная – с одной стороны государство декларирует поддержку малого бизнеса и предпринимательства, с другой проводит реформирование рынка, требующего значительных долгосрочных вложений. К чему в дальнейшем это приведет, покажет только время, а пока остается работать с тем, что имеем и надеяться на лучшее.