Найти в Дзене
Точная передача

Что преподаватели вузов могли бы, но не делают для студентов.

Оглавление

Прохожу сейчас много обучений: разные платформы, форматы, тематики. Смотрю, как делаются крутые онлайн курсы, и понимаю, что вузовское образование отстаёт здесь как кузнечик от феррари. Обидно! И я ведь понимаю, что у лекторов и семинаристов и так работы выше крыши. Однако кто-то идет по накатанной, а кто-то меняется. Прошлый год ясно показал, что преподавателям тоже есть чему учится.

Поделиться сегодня хочу простыми и, казалось бы, очевидными вещами, которые почему-то мало кто делает. Репостните статью, перешлите на неё ссылку учителям и методистам — пусть эти идеи не пылятся в Дзене, а работают! Пожалуйста, пусть будет больше активных преподавателей, думающих о студентах.

Да будет репост!
Да будет репост!

Три из четырех идей я записала к себе в заметки на воркшопе СберУниверситета "Методология создания обучающих видео". Это было очное мероприятие, я прямо кайфанула от живой групповой работы. Пойманные там идеи не только про видео, но и про обучение в целом.

Вступительные видео-обращения к курсу

Вот было бы здорово, если бы преподаватели делали короткие видео о своём курсе для студентов. Пусть это обязательный предмет, но почему бы не прорекламировать себя как эксперта и не дать больше мотивации к изучению материала?

Разве может преподаватель не быть экспертом в своём предмете? По умолчанию, конечно же, лектор знает больше студентов. И последние это тоже вроде бы знают. Но если вы расскажете о себе, презентуете свои знания — это будет акт уважения к вашим студентам. Одно дело верить, что преподаватель крут, а другое — точно это знать. Пусть знают ещё до начала лекций.

Я бы предложила делать такие ролики продолжительностью не более 1,5 - 2 минут. Желательно прописать сценарий и ответить на вопрос "Зачем студенту этот курс?". Опирайтесь на принцип объяснения из книги Ли Лефевра "Искусство объяснять". Основное правило: сначала объясняем "зачем", только потом "как". Особенно, если аудитория мало знает о предмете. А в случае с вузовскими курсами, это применимо на 100%.

Как бы я хотела, чтобы мне в своё время понятно объяснили, зачем мне "Государственное и муниципальное управление", а не стали сразу закидывать теорией...

В таких вступительных видео идеально зайдет сторителлинг. Расскажите, как вы сами увлеклись своим предметом, как это пригодилось вам в жизни, как помогло решить бытовую или глобальную проблему. О чужом опыте слушать очень интересно! Не хотите о себе, расскажите о ком-то известном.

Но, пожалуйста, если будете писать подробный сценарий (фактически текст для телесуфлера), позаботьтесь о том, чтобы устная речь не осталась письменной. Делайте короткие предложения, которые сможете прочитать на одном дыхании.

Итак, рецепт вступительного ролика к учебному курсу:

  • 1,5 - 2 минуты
  • Ответ на вопрос: "Зачем студенту эти знания?"
  • История: как вы увлеклись предметом, как кто-то известный использовал знания из вашего предмета на практике.

Блок-схема курса

К началу учебного года у каждого курса должна быть программа. В них много интересного: от того, какими навыками будет обладать студент после прохождения, до списка материалов для самостоятельного изучения. Но, честно говоря, читать это нелегко. Это рабочий документ преподавателей и администрации. Студенты, конечно, ознакамливаются. Но я сомневаюсь, что все и при этом внимательно.

А вот если бы у вузовских курсов были понятные описания для студентов... Пусть сокращенные, пусть без списка доп.литературы — было бы здорово.

Оформите перечень навыков, которые получит студент, и список тем. Можно разнести их и на два документа.

Бывает, что темы курса изучаются непоследовательно, тогда подойдет вариант блок-схемы или даже интеллект карты. И не нужно в этом документе отражать количество лекций и семинарских часов на каждое занятие. Он не для этого. А для того, чтобы студент посмотрел на него в середине курса и увидел: половина действительно пройдена.

Эта схема сделана на скорую руку в Mindmeister. Прошли тему - поставили галочку.
Эта схема сделана на скорую руку в Mindmeister. Прошли тему - поставили галочку.

Преподаватель может ссылаться на такую схему в начале тематических блоков: показывать, какие темы изучены, какие есть взаимосвязи, что будет дальше. Это для визуализации. Пусть студенты видят прогресс, а не просто утопают в материалах курса.

Рецепт блок-схемы курса:

  • Список навыков, которые студент получит после курса.
  • Список тем: одна за другой, в виде блок-схемы или в виде интеллект-карты.
  • Приятный глазу дизайн — и я сейчас не о красивых картинках, а скорее о логичном выделении заголовков, подзаголовков и ненавязчивом "высвечивании" главного.

Видео о тайм-менеджменте для студентов

Это идея реализуема скорее учебным офисом.

Делать всё в последний момент — этим грешат не только молодые, но и вполне взрослые люди. А во время учёбы это выражается в бессонных ночах перед экзаменами и сдачей курсовых "на флажке".

Время теряется на бездействие
Время теряется на бездействие

Конечно, одно видео не исправит всех проблем, но хотя бы осветит неочевидные сложности. Для этого ролик должен максимально ярко показывать подводные камни и последствия учёбы в последний момент.

Рецепт следующий:

  1. Персонаж: студент, который решил, что сдаст курсовую/выучит тему/подготовится к семинару в последний момент.
  2. История: хотя у персонажа изначально было много времени, он не начинал до последнего дня. И только он приступил, как:
    * вырубили интернет,
    *wi-fi в кафе слабый и оно уже закрывается,
    *друзья не могут помочь, потому что сами делают в последний момент,
    *преподаватель не отвечает на email, потому что уже 22:00 (всего-то 22:00)...
    Придумать можно любые ситуацию, но только реальные.
  3. Контекст должен быть адекватным, чтобы поверили и прочувствовали.

На всех не сработает, но видео гораздо лучше ляжет в юные головы, чем нравоучения.

Подбор формата курса под студента

Это из разряда фантастики. Надеюсь, что через несколько лет так будет везде.

Кто-то любит слушать подкасты и аудиокниги, кто-то предпочитает лонгриды, видео обожают смотреть все. Почему бы не сделать курс, который сочетал бы все эти модели, при этом информация дублировалась бы по разным каналам. А в начале такого обучения студент проходил бы тест на совместимость с форматом материалов. В зависимости от этого, учебный контент представлялся бы в наиболее усвояемой форме.

Думаю, это более реализуемо на рынке онлайн образования для взрослых. Если кто-то будет внедрять такую систему — позовите меня. Я хочу поучаствовать в вашем проекте!

А вузовским преподавателям возможно такое сделать? Да, но для этого надо прийти к студентоориентированной модели. И такой проект, конечно, невозможен без поддержки администрации, в том числе материальной. Ведь дублирование информации — это рабочие часы преподавателя.

P.S. Кстати, экспертом на воркшопе СберУнивера был Павел Каллиников. Мне понравилась его подача материала. Думаю пройти какой-то из его курсов. Кто-то уже учился у него? Что посоветуете?