Найти в Дзене

"ГОРЕ ОТ УМА" в РАМТ

Может ли классическая комедия Грибоедова звучать актуально в 20-х годах XXI века?
«Горе от ума» полемически сталкивает «век нынешний и век минувший». В спектакле Алексея Бородина намеренно нет маркеров эпохи: декорации минималистичны и универсальны, актеры ни разу не отступают от текста, музыкальное оформление и костюмы не отсылают ни к какому конкретному времени. Режиссер позволяет зрителю

Может ли классическая комедия Грибоедова звучать актуально в 20-х годах XXI века?

«Горе от ума» полемически сталкивает «век нынешний и век минувший». В спектакле Алексея Бородина намеренно нет маркеров эпохи: декорации минималистичны и универсальны, актеры ни разу не отступают от текста, музыкальное оформление и костюмы не отсылают ни к какому конкретному времени. Режиссер позволяет зрителю самому выбирать: это спектакль про «тогда» или про «сейчас».

Однако, сам контекст времени придает хрестоматийному тексту острое звучание. Спектакль на 100% попадает в общественно-политическую повестку, особенно актуально звучит со школы знакомый монолог «А судьи кто?».

Потрясающе яркими получились два главных антагониста.

Алексей Веселкин отлично соответствует описанию, которое дает себе сам Фамусов: «… бодр и свеж, и дожил до седин…». Это не ворчливый старик, а энергичный и симпатичный мужчина. Даже свои нотации Чацкому он читает не с возмущением, а скорее с дружеским участием, транслируя отеческое «повзрослеешь - поймешь».

Из Максима Керина вышел невероятно обаятельный Чацкий. Длинное черное пальто и тяжелые ботинки придают образу бунтарский шарм. Он ироничен, но не ожесточен. И, кажется, искренне пытается «достучаться» до Фамусова и других персонажей.

Трагедия же этого Чацкого как раз в осознании того, что «достучаться» здесь ни до кого не получится. Ведь «все всё понимают», но ничего менять в привычном, пусть и неидеальном, укладе жизни не собираются.

Печальным и символичным вышел финал спектакля. Не случайно лестница, по которой тяжело поднимается Чацкий, чтобы навсегда покинуть Москву, похожа на трап самолета: искать «оскорбленному чувству уголок» он будет уже не на родине. Да и есть ли это место вообще?

#горе от ума #грибоедов #рамт #театр #кудасходитьвмоскве #театры москвы #спектакли