«Внимание, снижение расхода на парогенератор... Отказ регуляторов питания... Высокий уровень в дренажной системе... Остановить реакторную установку!»
Эти быстрые, малопонятные для обычного человека, команды звучат под аккомпанемент сирены и телефонных звонков. Мигают лампочки индикаторов оборудования, происходят сотни процессов, загораются и гаснут табло сигнализации панелей безопасности и управления.
«Аварийные» ситуации – каждый день
Доброго времени суток, уважаемые читатели!
Мы – на полномасштабном тренажёре энергоблока №1 Ростовской АЭС в Учебно-тренировочном подразделении (УТП) станции, расположенном в Волгодонске. Он представляет собой полную копию щита управления реактора ВВЭР-1000 действующего первого блока. В помещении смонтированы панели управления реактором и турбиной, электротехнического оборудования, а также системы безопасности, которая имеет три независимых канала.
Здесь, на имитаторе, операторы щита управления проходят практическое обучение перед тем, как выйти на работу и сесть за пульт реального блочного щита управления (БЩУ). Специально для журналистов процесс показали в действии – запустили учебную аварийную ситуацию «разрыв питательной воды за ПВД» на полномасштабном тренажёре (ПМТ) блока №1.
«Произошел разрыв коллектора. Течь – вода, подогретая до 220 градусов, пошла в машинный зал. Началось большое запаривание помещения. Вода не поступает в парогенератор – значит, будет разогреваться активная зона, что может привести к повреждению ядерного топлива. Работа реактора останавливается аварийной защитой. В активную зону опускаются привода с твёрдым поглотителем, и нейтронная реакция прекращается», - популярно, насколько возможно, поясняет экскурсантам сценарий тренировки заместитель начальника УТП Олег Дуденков.
Как говорят специалисты, на тренажёре можно отработать более ста различных нештатных ситуаций. Практически все ЧП, которые способны придумать человек и природа, и даже запроектные аварии – всё возможно реализовать в Волгодонском УТП. Собственно, именно этим здесь и занимаются каждый день.
Состав команды БЩУ на учёбе – как и в работе – пять человек. В случае необходимости они смогут остановить ректор за две секунды.
Учиться – постоянно
Это люди со специализированным высшим образованием и опытом работы. Например, старший машинист Дмитрий Черняков трудится на АЭС уже 11 лет. Чтобы дорасти до щита управления, начинал с машиниста-обходчика 7 разряда. До 20 апреля в классах УТП он прошёл теоретическую подготовку и приступил к практической на тренажёре – отработке действия при штатной работе станции, а также в режимах аварии, одну из которых продемонстрировал нам.
«На атомном объекте ничто не должно вызвать у оператора ступора или страха. Цель учёбы – знания, опыт и полная уверенность в своих действиях. Только пройдя через всё это заранее, персонал уверенно несет вахту и горожане могут спать спокойно»,- говорят в УТП.
Процедура допуска к работе в «сердце» АЭС - длинная и многоэтапная. Будет ещё практический экзамен, сдача документов в Ростехнадзор, который тоже принимает экзамен и решение о выдаче лицензии - на право ведения технологического процесса на ядерных установках. Словом, если человек готовится с рабочей должности, то допуск он получит не раньше, чем через год.
Те, кто уже «управляет реактором», тоже продолжают учиться: ежегодно они проходят процедуру пуска и останова блока, ликвидации учебных аварийных ситуаций, аварий и запроектных аварий. Каждый член команды блочной смены проводит в УТП по 144 часа в год. Половину из них – 72 часа – на полномасштабном тренажере.
Добавим, что планово, примерно через 524 суток работы блоки останавливают на планово-предупредительный ремонт (ППР) и замену топлива, поэтому запускать реакторы приходится не так редко, как кажется. А в Волгодонске, на РоАЭС, эксплуатируются уже четыре энергоблока!
«АЭС – это космос на земле»
После ПМТ первого блока, принятого в эксплуатацию в 2004 году, представителей СМИ повели в ПМТ третьего, четвертого блока. Он – в два раза больше и «круче». Это и понятно: разница в возрасте - 16 лет. И если ключи управления оборудованием на ПМТ - 1, 2 расположены только на панелях, работают ими только с этого ключа, то уже на ПМТ- 3,4 все модернизировано, и управлять оборудованием можно не вставая из-за компьютера, при помощи мышки.
Словом, эта часть Учебного центра – более современная в управлении и контроле. Фиксирует любые параметры, строит необходимые графики и выдаёт «кардиограмму» реактора в режиме онлайн. Кстати, все действия оператора «пишет» видеокамера, как и на работающем блоке. И здесь нам показали действия персонала в условиях ещё одной аварийной ситуации – отказа оборудования реакторного отделения.
Поразила скорость общения операторов, выдача инструкций и ответов о подтверждении – просто какие-то скороговорки, наслаивающиеся друг на друга. А сам объект уже больше напоминал космический корабль из «Стартрек» (научно-фантастический сериал). Такие же щиты управления, мониторы и сосредоточенные люди в офисной одежде, которые абсолютно не реагируют на заглянувших зевак.
Наверное, не много у нас мест, о которых можно сказать «Так, как и должно быть», «космос на земле». Всё это нам в очередной раз продемонстрировали на Ростовской АЭС.
Добавим, что «атомное» УТП в Волгодонске начало работу в 1999 году. В 2021-м современной системе профессиональной подготовки РоАЭС исполняется 35 лет. Система была создана после трагических событий на Чернобыле, с учётом уроков этой аварии и применением международного опыта.
Сегодня ответственное и осознанное отношение к работе, непрерывное повышение квалификации позволяют предотвратить негативные ситуации, обеспечить ключевой приоритет – безопасность производства – на самом высоком уровне.
А как вы думаете, безопасны ли сегодня атомные станции на 100%?