Когда я впервые узнал о планах начать преподавать в школах второй иностранный язык моя первая мысль была «какой же неумный человек это всё придумал? Глупость несусветная». На тот момент я уже успел отработать один учебный год в школе учителем английского и получить второе высшее образование, косвенно связанное с иностранными языками. Исходя из имеющихся на тот момент знаний, я уже понимал, что:
- Подавляющее большинство школьников неспособно самостоятельно тянуть программу по английскому языку, не говоря уже о том, чтобы параллельно учить второй иностранный язык.
- В школах острейшая нехватка учителей иностранных языков. Если даже некому учить детей английскому, самому распространённому языку в мире, то как же найти специалистов с другими языками?
- Так как мой регион (Амурская область) граничит с Китаем, то логично предположить, что вторым иностранным в школе сделают именно китайский, один из самых сложных языков в мире.
Я слабо верил в успешность реализации планов по внедрению второго иностранного языка в обычных школах. Шёл 2018-2019 год, я не думал возвращаться к преподаванию и был уверен, что это всё меня в будущем не коснётся. И вот, теперь я снова учитель, а второй иностранный язык сделали обязательным для изучения в школе (спасибо ФГОС). И как назло, в моей школе таким языком сделали китайский. Но слава богу, имелся учитель, который бы мог его преподавать и мне не пришлось этим заниматься.
Как на практике реализовали ввод второго иностранного языка в школьное обучение
По решению директоров учебных заведений второй обязательный иностранный язык введен во всех 295 амурских школах. В 69% учреждений школьники будут дополнительно изучать немецкий, в 16% — китайский, в 14% — французский и в 1% — испанский.... Ключевую роль в выборе второго обязательного иностранного языка сыграло наличие соответствующих специалистов.
Источник amurlenta.ru.
Обратите внимание на то, что ключевую роль в выборе языка имеет наличие специалиста. На деле это означает, что если специалист по второму иностранному языку ушёл из школы, то ему срочно будут искать замену и совершенно не обязательно, чтобы язык нового учителя совпадал с языком предшественника. Дефицит кадров такой, что подойдут абсолютно все, лишь бы учитель хоть как-то знал любой другой иностранный язык кроме английского.
Что до китайского языка, то главная проблема, с которой вы столкнётесь в начале своего обучения, это отсутствие алфавита. Китайцы, в отличие от корейцев и японцев, используют только иероглифы. Прежде чем начать их писать, скорее всего, вас заставят выучить наизусть 200 с лишним т.н. ключей — это закорючки и элементы, из которых иероглифы состоят. А уже потом будьте добры ежедневно учить, зубрить и прописывать эти самые иероглифы, которых буквально тысячи. И про тональность не забывайте — это когда от интонации в произношении может полностью поменяться смысл слова.
И вот уже на этом моменте мы понимаем, что изучение китайского языка на базе простой общеобразовательной школы это абсолютно невыполнимая задача...
Как изучают китайский язык в моей школе
Уже почти прошёл один учебный год, за который я сумел заметить две вещи. Во-первых, дети очень любят уроки китайского языка. В-вторых, успеваемость детей по предмету просто феноменальная: даже ученики, обычно перебивающиеся с двойки на тройку, на уроках китайского получают четвёрки и пятёрки. Разумеется, я загорелся желанием поговорить с учителем китайского и узнать о том, как у него так всё замечательно получается!
На днях мне наконец удалось его расспросить:
— О Великий Сэнсэй, раскройте мне ваш секрет! На ваших уроках даже двоечники получают одни четвёрки и пятёрки, а хотя китайский самый сложный язык в мире. Как вам удалось добиться такого?
— Да я их просто не учу китайскому.
— Ч-чего?
— Я рассказываю об истории и культуре Китая. Изредка даю на изучение слова по типу «привет/пока». Что-то большее давать абсолютно бессмысленно.
Как и ожидалось, второй иностранный язык оказался всего лишь профанацией. Тогда я поинтересовался его мнением о самой идее ввести в школах второй иностранный язык. И получил такой ответ:
— Я думаю, что это сделано с целью уничтожить наше образование. Китайский язык нужно зубрить годами ежедневно и регулярно общаться с носителями чтобы добиться нормального результата. Сделать такое на базе школы просто нереально. Но я всё равно обязан вести эти уроки и отнимать часы у других школьных предметов. И все это знают и прекрасно понимают, но ничего не могут сделать чтобы исправить ситуацию.
Диверсия или глупость?
Что касается диверсии с целью уничтожить наше образование, то какой-то смысл в этом есть. Во втором классе дети ещё толком не знают как читать и писать по-русски, а их уже на серьёзном уровне нагружают английским. Это не идёт на благо успеваемости, и большинство учеников учится на двойки и тройки, просят помощи у родителей и ходят до репетиторов.
И как бы этого было мало, с пятого класса добавляется второй иностранный язык. По своему личному опыту я знаю, что учить два иностранных языка одновременно это очень глупая затея даже для взрослого человека — банально образуется каша в голове и ничего не успеваешь сделать. Ученик с 5 класса разрывается между русским, английским и вторым иностранным языком и ни одного не знает. И также не забываем, что у ученика есть куча других предметов, которые он тоже должен изучать в школе.
Поэтому я и считаю, что вводить второй иностранный язык в школах было необдуманным поступком. Повторюсь, полноценно учить два иностранных языка одновременно это крайне сложно даже для взрослого, не говоря уже о школьнике, который порой вообще не обладает какой-либо усидчивостью и мотивацией. Сразу двум языкам учат студентов в вузах на специально предназначенных для этого факультетах, но точно не в обычной школе.
Так что, увы, вместо второго иностранного языка лучше бы добавили больше часов русскому языку или истории с литературой. От этого точно было бы больше пользы.
Ставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал! Спасибо за уделённое статье время, удачного Вам дня!