реж.Эндрю Левитас
в ролях: Джонни Депп, Хироюки Санада, Минами и др.
📸
“- Если я не отправлю тебя, ты не сможешь меня подвести. Понимаешь?
- Нет.” (С)
🎞
Америка. Начало 1970-х.
Юджин Смит, штатный фотограф еженедельника Life, переживает спад в карьере и упадок сил. Согласившись на съёмки рекламы, он встречает Эйлин, девушку, которая приехала из города Минамата, префектура Кумамото, Япония.
Она просит его приехать и осветить проблему отравления ртутью бухты близ города, в результате чего местные жители повально страдают неизвестными симптомами, в последствии получившими название болезнь Минаматы.
📽
У меня на работе есть книга «Легендарные фотографы современности и их шедевры» на 110-й странице написано: Уильям Юджин Смит.
Родился в 1918 году, рано начал заниматься фотографией, и уже в 14 лет мог похвастаться публикациями в New York Times, а в 18 лет университет, где он обучался, учредил стипендию на его имя.
Работал на журналы и газеты типа Newsweek, Life magazine и другие.
Вo Вторую мировую войну был военным корреспондентом и освещал бои за Иводзиму и Окинаву, где был тяжело ранен и в последствии во время долгого реабилитационного периода подсел на болеутоляющие.
📸
Был своенравным, невероятно упёртым, непоколебимым и бескомпромиссным, но безусловно талантливым и потрясающе чувствовал людей и пространство. Его работы завоёвывали престижные премии, выставлялись в галереях и собирались в монографии. Всю жизнь он боролся с тем, чтобы фотография была самостоятельной структурой, а не иллюстрацией для текста. Поэтому его работы были говорящими и пронзительными, а проекты - амбициозными и решительными. Он хотел своими фотографиями не только вызывать эмоции, но и повысить осведомлённость населения о социальных проблемах, провоцировать душевный отклик, сделать мир лучше.
Творцы - это определённый вид людей, которые, уж если чем-то загораются, то полыхают, закрывая небеса. Это идейный огонь, огонь страсти и надежды. Смит, как и многие его предшественники и последователи, был объят пламенем и в нём же сам сгорал. Зависимость от лекарств, алкоголизм, наркотики, всё это наполняло его жизнь взлётами и падениями, постоянными выяснениями отношений с редакторами и заказчиками, и душевными метаниями. Но он никогда не отступал от гражданской ответственности и не терял поставленных этических целей.
🎞
Юджин работал только с черно-белой фотографией, но сколько красок просачивается через оттенки. Его фото - это эталон работы с контрастом. В этой технике он добился поразительных результатов. Яркой вспышкой в тёмной комнате он просто взрывал кадры, вырывая всё резкое, подчёркивая важность чувств. К этому очень внимательно подошли создатели фильма. В некоторые моменты кадры лишаются своего цвета, становясь пронзительными черно-белыми полотнами, и прямой отсылкой к работам Смита.
📸
«Сосредоточься на том, что ты видишь. Сосредоточься на том, что ты хочешь сказать. И делай!»(С)
Фотографы не просто свидетели событий и эпизодов жизни людей и мира перед объективом. Они ловцы чувств, населяющих каждый момент жизни. Эти чувства сменяются бликующим калейдоскопом с огромной скоростью, а мастерство работы фотографа - поймать этот момент. В одних эпизодах полу-улыбка говорит больше, чем улыбка до ушей, закрытые глаза имеют большее притяжение, чем прямой взгляд, поворот головы или часть тела в кадре рассказывает о человеке больше, чем его портрет. Быть фотографом - это видеть за границами того, что тебе показывают.
🎞
Американские индейцы считали, что фотография забирает часть души запечатлённого на ней человека, но и часть души фотографа она забирает тоже. Как говорил сам Смит: «Я не сделал ни одного снимка, хорошего или плохого, не заплатив за него эмоциональным потрясением». И это не подвергается сомнению, глядя на масштабы саморазрушения и душевного разлада, в котором он пребывает. И не он один, кстати. Почти все из вас видели фотографию «Голод в Судане», на которой изображена умирающая маленькая девочка, а на заднем плане стервятник, ожидающий её смерти.
Это фото, сделанное Кевином Картером, получило Пулитцеровскую премию, а спустя четыре месяца после он покончил с собой.
🎞
Создатели фильма сделали дóлжный акцент на каждом витке сюжетной линии. Это и сама личность фотографа, и местная и глобальная природная катастрофа, и борьба активистов с корпорацией за компенсации, и быт местных жителей, вынужденных на свой страх и риск есть и пить загрязнённые продукты. Вопиюще халатное отношение руководства компании к выбросу (доказано) опасных химикатов в воду, иллюстрирует принцип - что значит одна жизнь по отношению к миллионам. Но это не одна жизнь, это каждая жизнь, а утилизация отходов это не катастрофа, это обязанность компании производить её согласно рекомендациям, в предотвращении загрязнения окружающей среды и, как следствия, отравления населения. И вот ЭТО уже катастрофа. Внимание всего мира в 1972 было обращено к прибрежному городу - Минамата. В том числе, благодаря человеческому бесстрашию, смелости и бескомпромиссным фотоработам Юджина Смита для журнала Life.
📽
В фильме очень красивая музыка. Особенно ярко она выделяется на фоне неравной борьбы активистов и упадка небольшого рыболовецкого городка Минаматы. Пронзительное звучание смычковых, проходит сквозь кадры и звучит идеальным музыкальным сопровождением для содержания сцен. Минорное настроение преобладает потому, как даже радость побед меркнет перед масштабом разрушений.
📸
Джонни Депп не нуждается ни в представлении, ни в рекламе. Это невероятный актёр с уникальными навыками преображения, со своим видением персонажа, запоминающимся перфомансом, независимо от количество грима на его лице. Если посмотреть на снимки настоящего Смита, зритель после фильма сможет представить, как он двигался и говорил благодаря работе Деппа над его образом. Работа безукоризненная, кропотливая, тонкая и как всегда выдающаяся.
И даже сейчас перед моими глазами стоит сцена, предшествующая кульминационной фотографии, где в кадре лишь один глаз и звенящая, напряженная тишина. В выражении этого единственного глаза поиск того самого момента, который мастер искал в каждой своей работе: «Какой смысл в глубине резкости, если нет достаточной глубины чувств?»(С)
Если вы не покрылись мурашками в этом эпизоде, то вы мало, что поняли об этом фильме.
Конечно, наших локализаторов хлебом не корми, дай придумать вызывающее название. Жители Минаматы и как пример, и сами по себе заслужили того, чтобы быть услышанными. Конечно, и безусловно, роль фотографий, репортажа и последующего всемирного шума и внимания к этой проблеме нельзя преуменьшать, но дело не в одном человеке.
И не уходите быстро в конце фильма, останьтесь. И смотрите.
🎞
Приятного!
JG🧐
#elevenland #кино #фильм #чтотысмотришь #чтопосмотреть #премьера #джоннидепп #минамата #фотография #фотограф