Найти в Дзене
Вестник такси

Проблемы таксистов дошли до Генпрокуратуры

Страховые компании отказывают водителям такси в ОСАГО, ссылаясь на убыточность из-за высокой аварийности
Для жителей крупных городов таксисты всё чаще становятся головной болью из-за отсутствия полиса ОСАГО. Пассажиры из-за доступной стоимости поездки предпочитают передвигаться на такси и считают этот метод более безопасным, чем поездка на собственном авто. Но согласно статистике, за последние
Страховые компании отказывают водителям такси в ОСАГО, ссылаясь на убыточность из-за высокой аварийности
Страховые компании отказывают водителям такси в ОСАГО, ссылаясь на убыточность из-за высокой аварийности

Для жителей крупных городов таксисты всё чаще становятся головной болью из-за отсутствия полиса ОСАГО. Пассажиры из-за доступной стоимости поездки предпочитают передвигаться на такси и считают этот метод более безопасным, чем поездка на собственном авто. Но согласно статистике, за последние годы тенденция роста ДТП с участием такси стремительно растёт в среднем на 20%. Это связано с переработками, из-за которых водителям приходится находиться на линии по 12-14 часов, чтобы заработать. Таксисту необходимо 8 часов работы, чтобы выйти в "ноль" - аренда, сборы агрегатора и таксопарка, бензин, обслуживание, мойка и т.п. обходятся в приличную сумму. Естественно к концу дня накапливается усталость.

Масла в огонь подливают и иностранцы. Для работы на территории России им нужно получить патент в налоговом органе. Без патента работодателя штрафуют на 300 тысяч рублей, а нарушителей высылают из страны. Поэтому приезжим выгодно работать в такси, потому что с ними не заключается трудовой договор. Жители Ближнего Зарубежья приходят со своими правами, берут машины в прокат и бьют их одну за другой. Такие таксисты ездят без ОСАГО и в случае чего говорят водителям, что не местные и покрыть ущерб за поврежденный автомобиль у них нет возможности.

Эти машины должны постоянно проверяться сотрудниками ГИБДД и в случае отсутствия ОСАГО отправляться на штрафстоянку до устранения причин задержания. 

Неквалифицированных таксистов, пренебрегающих требованиями безопасности объединяют так называемые "подключашки" - фиктивные таксопарки, существующие только на бумаге.

Штрафы за отсутствие страховки ОСАГО для коммерческих перевозок обусловлены тем, что водитель должен нести повышенную ответственность за жизнь и здоровье пассажиров.

Водителей без полиса уже начали вычислять с помощью камер.

Параллельно с этим в прошлом году был запущен сервис проверки подлинности полисов ОСАГО на сайте российского союза автостраховщиков (РСА). Чтобы страховка неожиданно для автомобилиста не оказалась недействительной, ресурс предоставляет возможность самостоятельно проверить какие данные указал страховой агент при оформлении полиса. 

РСА пояснил, что недобросовестные страховые агенты нередко применяют пониженные коэффициенты при расчёте страховки. Но с клиентов они берут полную стоимость полиса, оставляя разницу себе. В случае ДТП такая страховка окажется недействительной и водителю придется самостоятельно возмещать убытки. 

Денежное наказание предусмотрено не только в случае езды без страховки, но и если документы оформлены не для пассажирских перевозок или в случае их просрочки.

Основным отличием полиса ОСАГО для такси от обычного страхового свидетельства является стоимость документа. Но несмотря на то, что стоимость страховки для такси выше - страховые компании по-прежнему не спешат оформлять её из-за убыточности. Ведь такси используется интенсивнее, а это в свою очередь приводит к росту страховых рисков. 

Порою судебным приставам приходится арестовывать целые автопарки и предъявлять претензии страховым компаниям. И тут выясняется, что автомобили взяты частником в аренду и пересдаты иностранцам, имущества у него нет, одни долги. В одном автопарке на 200 машин за 2 месяца было разбито 30 автомобилей!

Ассоциация автомобильных перевозчиков и легковых такси заявила, что оформление страхования для таксопарка - практически нерешаемая проблема. Страховые компании всячески препятствуют  оформлению полиса для коммерческих перевозок. Они создают трудновыполнимые условия для того, чтобы владелец такси сам ушел к другому страховщику - назначают время осмотра 30 дней (а это 30 дней убытков), назначают осмотр ТС в другом городе с предоставлением туда авто, заставляют покупать дополнительные "невыплатные" услуги на сумму, превышающую стоимость полиса КАСКО.

Оформить страховку на сайте и вовсе не представляется возможным - ресурс резко начинает "тормозить" и выдавать всякого рода ошибки. 

В сложившейся ситуации водителям ничего не остается как оформлять ОСАГО без указания, что страховка предназначена для такси.

При оформлении проблем не возникнет только у таксистов с незапятнанной репутацией, которые не попадали в серьезные ДТП.

Получается, что система ОСАГО не работает: одни не покупают полисы, другим их попросту не продают, третьим предлагают докупать опции с защитой от водителей без ОСАГО. 

Но вместо решения проблемы таксистам массово начали приходить письма от страховщиков, в которых сообщается о выявлении в договоре нарушений - предоставлены ложные или неполные сведения, важные для определения степени страхового риска. Страховые компании начали массово расторгать договоры ОСАГО с таксопарками, чтобы в итоге повысить тарифы. И речь идет о повышении сразу на 60%. Стоит отметить, что тарифы не могут пересматриваться чаще, чем один раз в год, то есть до сентября. 

Общественный совет по развитию такси взволнован возможным ростом стоимости ОСАГО для такси и направил письмо в ЦБ с предостережением о возможном массовом переходе перевозчиков в нелегальный бизнес.

Генпрокуратуре и Федеральной антимонопольной службе (ФАС) предстоит разобраться - препятствуют ли страховщики в оформлении полиса ОСАГО и применить меры прокурорского реагирования.