Брежневская и в какой-то степени хрущёвская эпохи были временем, когда, в отличие от сталинского периода, относительно свободно можно было высказывать своё мнение по некоторым вопросам. Если при «отце народов» на критику налагалось строгое табу, то при Леониде Ильиче отдельные суждения всё же допускались. Конечно, основы советского строя оставались незыблемыми, но с какими-то особенностями жизни в СССР вполне можно было поспорить.
От «истинных коммунистов» до «почвенников»
В общественном движении советского государства брежневского периода распространилось так называемое диссидентство (от латинского слова dissidens — несогласный). Диссидентами (или инакомыслящими) называли людей, выражавших недовольство действующей политикой СССР.
Далеко не все диссиденты являлись антисоветчиками. Были и так называемые «истинные коммунисты» (например, Рой Медведев), которые полагали, что Брежнев, Хрущёв, другие лидеры Советского Союза отошли от истинного марксизма-ленинизма. Были люди, которые побуждали к возвращению России к её национальным границам, национальной почве её культуры.
Инициатором движения в значительной степени выступила интеллигенция. Ещё в 1966-м появилось так называемое «Письмо 25-ти», авторы которого обратились к Брежневу с просьбой остановить реабилитацию Сталина.
После подписания Советским Союзом в 1975-м Хельсинских соглашений в стране возникла Московская Хельсинкская группа или Группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений, члены которой были намерены следить за тем, чтобы в стране советов выполнялись те гуманитарные обязательства, которые Брежнев принял на себя в 1975-м в Хельсинки. Главой группы стал Юрий Орлов, в 1996-м передавший председательство Людмиле Алексеевой.
Цензура, риск, литература
Одной из форм диссидентского движения было создание так называемого самиздата, то есть выпуск не печатных, а сделанных на машинке рукописей и их распространение в обществе. Начиная с 1968-го и по самый конец брежневской эпохи, 1983-й, выходила «Хроника текущих событий» — самиздатовское издание, в котором перечислялись факты нарушения прав человека в Советском Союзе, согласно мнению и оценке правозащитников.
В самиздате выпускались не только современные произведения, но и творческие работы многих деятелей, которые по тем или иным причинам не публиковались в СССР.
Кроме самиздата существовал также и тамиздат — книги, которые печатались за рубежом и впоследствии тем или иным способом переправлялись в Советский Союз.
«Посев» — первое издательство, которое печатало многие произведения советских диссидентов 1960—1970-х гг. В 1965-м тамиздат стал причиной репрессий в отношении писателей Синявского и Даниэля.
Власть и диссиденты
Наказания за подобную деятельность, которая по-прежнему считалась антисоветской, были, безусловно, более мягкими, чем в сталинский период. Если прежде человека, который брал на себя смелость ослушаться государство, отправляли в лагеря, то в 1960—1970-х гг. данная мера применялась сравнительно редко. И всё же времена были не из простых.
Одним из видов наказания для диссидентов в СССР стала их добровольно-принудительная высылка за границу. В 1970-е таким образом были депортированы за пределы Советского Союза и плюс к этому лишены в качестве наказания советского гражданства Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Александр Солженицын.
Некоторые деятели культуры покидали СССР сами. Например, Юрий Любимов. Кто-то при этом шёл на очень серьёзные и рискованные шаги. В 1974-м из Советского Союза оригинальным способом бежал океанограф Станислав Курилов. Отправившись в круиз на советском теплоходе, который моря бороздил, но в иностранные порты не заходил, он, дождавшись момента, когда лайнер будет проплывать мимо Филиппин, спрыгнул с него и на протяжении нескольких суток добирался вплавь до ближайшего острова.
Тех, кого нельзя было выслать из Советского Союза и подвергнуть репрессиям из-за боязни серьёзного международного резонанса, наказывали другим образом. Так учёного с мировым именем, академика Сахарова, в 1980-м отправили в ссылку в Горький, разместили в 3-комнатной квартире и установили круглосуточное наблюдение.
С середины 1960-х общественное движение приняло характер «магнитофонной революции», когда стали широко распространяться многочисленные записи, в известной степени критикующие Советский Союз. В частности, именно таким образом до слушателей доходили произведения Владимира Высоцкого и Михаила Жванецкого.