Найти тему
Учитель гармонии

Совы и совесть. Учительское и материнское

Чаша моего терпения переполнилась, когда группа третьекурсников в очередной раз не явилась в полном составе. А ведь крайне редко я пишу докладные, но тут пришлось: иные методы бессильны, "по-хорошему" с этой компанией давно не работает.

Стечение обстоятельств, конечно. Столкновение интересов.

Педагоги училища сами вольны составлять своё групповое расписание (в диапазоне 8.30-21), так что мой рабочий день стартует "по-школьному". Почему бы и нет? Доставляю наследников по местам учёбы - и готова трудиться. В первой половине дня я, что называется, к услугам студентов... Большинству из моих подопечных, кстати, совершенно не обязательно знать, что учитель гармонии - четырежды мама. А за своих-то мама горой!

У нас с группой прогульщиков честные отношения. На все вопросы о пропусках - универсальный ответ: "Мне рано. Если бы Вы назначили хотя бы на час дня - занимался бы, без вопросов. А лучше на три. Вечером - вообще волшебно!" Дальше следует незабываемый пассаж о том, что самое рабочее время у музыканта - это совсем даже и не утро. Мол, странно, Наталия Игоревна, что Вы таких вещей печёнкой не чуете. Ну противоестественно это - вскочить по будильнику и за парту. Так хлопцы считают: высказываются без стеснения.

Каждый раз после эдаких речей мне крепко не по себе. И начинаю я думать: быть может, я и правда изверг? Неокрепшие организмы нужаются в здоровом сне до обеда - а я мешаю их безмятежной физиологии развиваться?

И пишут мне мамы, мамы, мамы. И просят за своих подросших чад. И нужен всем только вечер, вечер, вечер. Хоть ты тресни, но по утрам музыкант, по мнению многих-многих, просто обязан сладко и качественно спать. Ну, будто бы правило хорошего тона, вот такое! Давнее негласное правило, на которое у нас любят ссылаться.

А ещё бывает: приходит человек и просится перевестись ко мне в группу. Иной раз и с мамой приходит, а то и с классным руководителем. Узнаёт, что я работаю в утренние часы - и разочаровывается... И передумывает переводиться.

К счастью для меня, только одна моя группа наглухо "совиная" и оттого почти номинальная. Остальные посещают недурно, ибо (опять же, повезло) - первокурсники, не успевшие вступить в статус "хозяев жизни". Что-то с ними станет спустя год-полтора?

У студентов свои представления об оптимальном выборе режима. У преподавателей также, разумеется, свои, и нередко они повязаны с представлениями о семье.

О том, что учителя тоже люди, и в том числе - вовлечённые родители, - у нас традиционно предпочитают забывать. Педагоги с радостью поделятся знаниями и умениями, но в строго определённые, разумные, специально для того предназначенные часы. (Очень может быть, что в иных случаях это именно вечер... Не в моём.)

Предлагала своим 18-летним "совятам" рассмотреть вариант НОЧНОГО сна. Вот реально, ночного, без захвата общепринятых утр. Не пошло, не приняли, не поняли. Если не сказать - оскорбились. Думаю, нынче встретимся с ними уже на экзамене в июне, и тогда сыграем по моим правилам.

Намедни свалился на мой канал некоторый сверхэмоциональный коммент. Мол, "богЭма" тут у вас: противопоставляете себя окружающему быдляцкому миру и ухмыляетесь.

Жаль, не успела сделать скрин: спустя сутки поток сознания "сам собой" изчез, заминусованный напрочь моими постоянными читателями.

А у нас, между тем, и не богема вовсе, а организованный труд. Нет, не в офисном графике, но и не в свободном полёте. Мне вот плохо понятно, как можно вырасти в музыканта, игнорируя здоровые биоритмы и пресловутые общественные установления?

Ночь дана нам для отдыха. А днём столько всего хочется успеть! Жизнь одна, не проспать бы её совсем. Как охватить и семью, и работу, нигде и ни в чём не потеряв в качестве? Как найти нужную "пропорцию", осознав компромиссный путь? Думается, лишь строгий режим здесь однозначно спасителен и общезначим, дальше каждому торить свой уникальный путь.

Эх, "богема"!

Заходите как-нибудь "на экскурсию" в наше славное училище при Московской консерватории... скажем, в половине восьмого утра. Мерзляковский переулок встречает звуками - то переливающимися, то настырно-агрессивными, но неизменно юными и кому-то органическими нужными. К этому часу, как правило, заняты все 60 классов. Тот, кто реально любит своё дело и уважает педагогов, приезжает потрудиться за инструментом перед началом первой пары. Возможно, перед специальностью, которая - да, да! - случается, с равным успехом, и утром туманным, и в мороз, и в сливной дождь: просто она НУЖНА.

Вспоминается доступная родительская "классика" - маленькие звёздочки фигурного катания, впотьмах спешащие на лёд, на раннюю тренировку, организующие весь ритм жизни своей семьи. Надо. Иначе никак. Жизнь - "отфильтрует".

Впереди новый учебный год, на который мы уже сейчас подаём проекты своего группового расписания. Не раздумывая, впечатываю в графу "начало занятий" всё те же оптимистичные 8.30.

Ибо считаю такой подход нормальным.

Жёстко организуя талантливую молодёжь, мы можем значительно повысить её жизнестойкость и резистентность к любым грядущим испытаниям судьбы.

А что вы думаете по поводу биоритмов человека? Прослеживаете ли связи с успехом и достижениями на этом нелёгком земном пути?

P.S. Вечер всегда хочется отдать семье - вне зависимости от социального статуса.

P.P.S. И да, мои дети тоже хорошо знают, что такое концерты до 21. Или до 22... Не принципиально. Домой, спать, а утром в бой.

Жизнь продолжается. Не стоит пытаться остановить её ход.

Она, увы, быстротечна.