Найти в Дзене
Математика до школы

Звуковой анализ и математика. Какая связь?

Чтобы понять есть ли связь между такими разными направлениями в развитии ребенка, прежде всего определимся, а нужен ли вообще звуковой анализ, особенно в дошкольном возрасте. И не по его ли вине все стали повально безграмотными.

Нужен ли звуковой анализ?
Нужен ли звуковой анализ?

В чем проблема?

Многие считают, что именно изучение звукового анализа и привело к повсеместной безграмотности. Ведь в советские времена, когда детей учили читать традиционным (механическим) способом, все были грамотными, никому в голову не приходило писать «ЙОЖИК» или «АКНО», при этом русский язык, как предмет, изучался только до 8-го класса. Все эти проблемы многие связывают с введением «звуковой» методики. Но такая уж прямая связь? Разберемся.

На самом деле методику начали разрабатывать в 50-е годы ученые Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов. То есть в те времена, когда еще и речи не было о повальной безграмотности детей. И только после долгой апробации, в 1996 году ее стали вводить в системное образование. Главной идеей послужило внедрение «развивающего образования», то есть такого образования, которое развивало мышление ребенка, в том числе понятийное. Если раньше дети получали материал «механически», просто его запоминая, то теперь знания их были осознанными, так как подавались в определенной системе. Получается, такая подача материала не вела к безграмотности, что за период длительной апробации уж точно можно было выявить, а приводила к формированию нового мышления (вот она связь с математикой! но об этом поговорим ниже). Но что же тогда пошло не так?

Копнем глубже

Все, конечно было бы просто, если бы для хорошей грамотности и всего, то нужно было бы вернуться к старому и традиционному обучению. Но те люди, которые во всем винят «звуковой анализ» рассматривают проблему слишком узко, не учитывая много других нюансов.

Например, что грамотность зависит от физиологии, в частности от физиологии головного мозга. Известно, что люди с доминантным правым полушарием будут более безграмотны, чем с левым. «Правополушарному» ученику бесполезно прописывать словарное слово, чтобы исправить сделанную в диктанте ошибку. Даже исписав целую тетрадь, он опять ошибется! А вот если один раз показать ему образ, например, в слове КОРЗИНА, вместо буквы О, нарисовать корзину, он навсегда запомнит написание этого слова. Потому, что он думает не с помощью символов, а с помощью образов!

Образ запоминается сразу
Образ запоминается сразу

Но раньше таких «правополушарных» в классе были единицы, и поэтому, на них особо внимание не обращали. А вот теперь, таких детей подавляющее большинство. Да, да многие педагоги со стажем стали замечать, что дети становятся другими. Все больше детей с логопедическими проблемами, все чаще у многих наблюдается «зеркальное письмо», а это все признаки «правополушарных детей». Все эти изменения конечно не на пустом месте, и здесь не только «виновата» экология, но и тот факт, что те дети, которые раньше умирали в родах, теперь способны родиться, правда с некоторыми последствиями. Но, с другой стороны, не так уж все и плохо, ведь многие творческие и неординарные люди были «правополушарными». Получается «возвращать» новых людей к традиционному образованию теперь просто бесполезно, им оно уже не подойдет!

Мало того, что дети стали другими, так еще и требования современности поменялись. Если раньше ребенок мог прийти в школу не читающим, то теперь это не желательное явление. А это значит, что дети начинают учиться читать в тот период, когда у них доминирует правое полушарие и действует наглядно-образное мышление. И тут традиционный способ обучения («посмотри и повтори») подойдет далеко не каждому.

А вот метод звукового анализа как раз-таки и понятен правополушарным детям, которых теперь стало большинство. И не случайно его используют логопеды. Но почему же тогда дети делают глупые ошибки?

Почему ОКНО стало АКНОМ, а ЕЖИК стал ЙОЖИКОМ?

Увы, и хорошая методика, поданная безграмотным педагогом, может превратиться в плохую! Если традиционное обучение чтению было незамысловатым, то методика звукового анализа уже требует профессиональной подготовки.

Прежде всего материал следует подавать в строгой последовательности. Например, вначале дети знакомятся с гласными, которые состоят из одного звука, затем со звонкими непарными согласными. На базе этих знаний они могут составлять простые слоги: МА, АМ и так далее.

Если, например, взрослый предлагает найти слова, из предложенных, которые начинаются на гласный звук О, то слова должны предлагаться только те, в которых звуки четко слышны: ОБЛАКО, ОСТРОВ, АИСТ, УТКА. Тогда ребенок легко сможет выбрать нужные из предложенных. При этом нельзя предлагать слова: ОГУРЕЦ или ОКНО, где звуки четко не прослушиваются, и ребенок заведомо сделает ошибку.

Очень важным моментом является знакомство с йотированными гласными. Взрослый не только знакомит с ними ребенка, но и показывает их парность, например, А-Я. В букве А только один звук: аааа, а в букве Я – два звука: йаааа. Парность ребенок должен не только понять, но и хорошо услышать: А-Я, У-Ю и так далее.

Затем важно объяснить ребенку как образуются слоги с этими буквами, например так: «Когда к букве М присоединяется буква Я, маленький Йотик выпрыгивает из буквы Я и начинает щекотать букву М. От чего буква М смягчается и становится мягкой «мь», а у буквы Я остается только один звук «а», поэтому получается «мьа» - мя».

При этом можно вырезать из бумаги букву М, с одной стороны, раскрасить синим цветом (твердый звук М), а с обратной – зеленым (мягкий звук МЬ) и вырезать букву Я красного цвета. К букве Я, с обратной стороны, приделать кармашек с маленькой зелененькой буквой Й. А потом все продемонстрировать: к букве М синего цвета приближается буква Я, йотик «выпрыгивает» к букве М, после чего М становится мягкой (повернуть зеленой стороной), а буква Я остается без йотика.

К букве М приближается буква Я
К букве М приближается буква Я
Й выпрыгивает...
Й выпрыгивает...
М становится мягким звуком
М становится мягким звуком

В результате такого наглядного объяснения ребенку будет понятно почему в слове ЯКОРЬ, нужно писать букву Я (в этом случае Йотик никуда не выпрыгивает), а не ЙА («как слышится»).

Таким образом ребенок воспринимает материал не механически, а в более доступной для него «правополушарной» форме.

Причем тут математика

Помимо того, что материал подается в более доступной форме для ребенка, он еще подается и в системном изложении. Так дети разделяют звуки на гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие, при этом они составляют звуковые схемы слов, от которых легко (при грамотной подаче) переходят к буквенному письму. А именно системная подача материала развивает предпосылки к понятийному мышлению, а, значит, способствует развитию и математического мышления!

Вывод

Звуковой анализ – наиболее доступная методика обучению чтению для большинства современных детей, которая не только для них упрощает формирование навыка, но и развивает предпосылки к понятийному мышлению, что в свою очередь ведет к формированию и математического мышления. Но при этом следует отметить, что важна грамотная подача материала, иначе все старания будут сведены к нулю!