Философ Фрэнсис Бэкон, который жил в Англии в период 1561-1626 гг., является одним из основоположников классической науки. Он обосновал научный метод эмпиризма, который постулирует, что базой для научного развития должен быть чувственный опыт человека.
Также Бэкон является основоположником английского материализма. Помимо развития индуктивного подхода, он известен как политический мыслитель.
Фрэнсис Бэкон был англиканским христианином, у него есть целые работы по теологии и религиозной философии. В своем фундаментальном труде "Опыты, или наставления нравственные и политические" философ посвятил много глав религиозным вопросам, в том числе атеизму, о котором Бэкон высказал много интересных мыслей.
В 16 главе, которая называется "О безбожии", Бэкон пишет:
"Я скорее поверил бы всем сказкам Легенды, Талмуда и Корана, чем тому, что это устройство Вселенной лишено разума."
Под "Легендами" Бэкон скорее всего понимает сборник житий и христианских легенд "Золотая легенда" 13 века под авторством монаха-доминиканца Иакова Ворагинского. То есть для Бэкона разумное устройство Вселенной - это очевидный наблюдаемый факт.
Второй тезис Бэкона, который описывает его отношение к безбожию, гласит:
"Поистине, поверхностная философия склоняет ум человека к безбожию, глубины же философии обращают умы людей к религии."
Похожую мысль скажет лауреат Нобелевской премии и один из основателей квантовой механики Вернер Гейзенберг:
"Первый глоток из стакана естествознания делает атеистом, но на дне стакана ожидает Бог."
Возможно, Гейзенберг и Бэкон были восхищены невероятной тайной мироздания, его сложнейшим устройством, поэтому их "мистериум тремендум" и священное восхищение привели к идее, что бытие есть порождение Бога.
Бэкон полагает, что ум приходит к безбожию, когда основывается на вторичных причинах наблюдаемого, но когда ум охватывает все холистически, целиком, тогда он воспаряет до божественного.
Философ приводит аргумент, что даже у варварских племен было представление о богах, в этом смысле они выступают на одной стороне с самыми утонченными философами того времени, которые, разумеется, являются верующими.
По мнению Бэкона есть три причины безбожия. Первое - это множественность религиозных расколов, из-за которых люди все дальше уходят от Бога. Второе - скандальное поведение священников. Третье - хуление святынь, которое подрывает благоговение перед религией. Четвертое - развитие науки в периоды мира и процветания, потому что уход в религию обычно происходит в тяжелые времена.
Он говорит, что безбожие лишает человеческую натуру средства возвыситься над человеческой бренностью, безбожники уничтожают великодушие и возвышенность человеческой натуры, приравнивая человека к животным.
По сути, Бэкон исходит из идеи иерархии существ, где человек - венец природы. Но ведь те же безбожники могут быть гуманистами. Почему-то Бэкон равняет всех атеистов под одну гребенку и делает на основе этого странные выводы. По сути, он сам противоречит индуктивному методу, за который так боролся.
Фрэнсис Бэкон умер почти 400 лет назад, а его аргументы против атеизма до пор не теряют актуальности в религиозных сообществах. С другой стороны благодаря Бэкону религиозные тексты утратили авторитет в процессе описание окружающей действительности с научных позиций. Выходит, что Бэкон усилил границу между религиозным и научным познанием.