Материалист Фрэнсис Бэкон о безбожии и атеизме

1,7K прочитали

Философ Фрэнсис Бэкон, который жил в Англии в период 1561-1626 гг., является одним из основоположников классической науки. Он обосновал научный метод эмпиризма, который постулирует, что базой для научного развития должен быть чувственный опыт человека.

Портрет Фрэнсиса Бэкона, автор - Франс Пурбус Младший, 1617 г.
Портрет Фрэнсиса Бэкона, автор - Франс Пурбус Младший, 1617 г.

Также Бэкон является основоположником английского материализма. Помимо развития индуктивного подхода, он известен как политический мыслитель.

Фрэнсис Бэкон был англиканским христианином, у него есть целые работы по теологии и религиозной философии. В своем фундаментальном труде "Опыты, или наставления нравственные и политические" философ посвятил много глав религиозным вопросам, в том числе атеизму, о котором Бэкон высказал много интересных мыслей.

В 16 главе, которая называется "О безбожии", Бэкон пишет:

"Я скорее поверил бы всем сказкам Легенды, Талмуда и Корана, чем тому, что это устройство Вселенной лишено разума."

Под "Легендами" Бэкон скорее всего понимает сборник житий и христианских легенд "Золотая легенда" 13 века под авторством монаха-доминиканца Иакова Ворагинского. То есть для Бэкона разумное устройство Вселенной - это очевидный наблюдаемый факт.

Второй тезис Бэкона, который описывает его отношение к безбожию, гласит:

"Поистине, поверхностная философия склоняет ум человека к безбожию, глубины же философии обращают умы людей к религии."

Похожую мысль скажет лауреат Нобелевской премии и один из основателей квантовой механики Вернер Гейзенберг:

"Первый глоток из стакана естествознания делает атеистом, но на дне стакана ожидает Бог."
Вернер Гейзенберг.
Вернер Гейзенберг.

Возможно, Гейзенберг и Бэкон были восхищены невероятной тайной мироздания, его сложнейшим устройством, поэтому их "мистериум тремендум" и священное восхищение привели к идее, что бытие есть порождение Бога.

Бэкон полагает, что ум приходит к безбожию, когда основывается на вторичных причинах наблюдаемого, но когда ум охватывает все холистически, целиком, тогда он воспаряет до божественного.

Философ приводит аргумент, что даже у варварских племен было представление о богах, в этом смысле они выступают на одной стороне с самыми утонченными философами того времени, которые, разумеется, являются верующими.

По мнению Бэкона есть три причины безбожия. Первое - это множественность религиозных расколов, из-за которых люди все дальше уходят от Бога. Второе - скандальное поведение священников. Третье - хуление святынь, которое подрывает благоговение перед религией. Четвертое - развитие науки в периоды мира и процветания, потому что уход в религию обычно происходит в тяжелые времена.

Он говорит, что безбожие лишает человеческую натуру средства возвыситься над человеческой бренностью, безбожники уничтожают великодушие и возвышенность человеческой натуры, приравнивая человека к животным.

По сути, Бэкон исходит из идеи иерархии существ, где человек - венец природы. Но ведь те же безбожники могут быть гуманистами. Почему-то Бэкон равняет всех атеистов под одну гребенку и делает на основе этого странные выводы. По сути, он сам противоречит индуктивному методу, за который так боролся.

Фрэнсис Бэкон умер почти 400 лет назад, а его аргументы против атеизма до пор не теряют актуальности в религиозных сообществах. С другой стороны благодаря Бэкону религиозные тексты утратили авторитет в процессе описание окружающей действительности с научных позиций. Выходит, что Бэкон усилил границу между религиозным и научным познанием.

Философ Фрэнсис Бэкон, который жил в Англии в период 1561-1626 гг., является одним из основоположников классической науки.-3