Не останавливаясь на том, как оправдались ожидания граждан России от очередного обращения Президента к Федеральному собранию, попробуем ответить на вопросы: Что ждёт Российскую экономику в ближайшие годы? Справедливо ли утверждение некоторых экономистов - политологов о том, что последние решения Президента и правительства , его очередное послание свидетельствуют о повороте вектора экономики на отказ от либеральных реформ 90-х и замену их на «Государственный Капитализм»?. Каковы реальные возможности экономического роста при частной собственности на средства производства - главной отличительной черты капитализма, и государственным управлением экономикой Государством. Известно, что современный капитализм за годы своего существования разработал особые принципы экономических отношений, способствующих стабильному росту. Прежде всего, это рыночные отношения, основанные на свободной конкуренции и личной материальной ответственности бизнеса своим капиталом. Государство выступает в роли правового регулятора. Роль Государства в управлении движением частного капитала минимальна. Государство участвует в управлении экономикой только в форс мажорных обстоятельствах , когда требуется поддержка бизнеса за счёт государственных финансовых резервов. Прежде всего, свободная конкуренция, рынок - движущие силы, заставляющие бизнес постоянно совершенствовать производство, с максимальной эффективностью используя собственный капитал. Здесь принцип - частная собственность на средства производства и инвестирование в них собственных средств, как основной вид инвестиций, даёт тот эффект, который мы наблюдаем в передовых капиталистических странах. Экономическая система, при которой - основной инвестор государство (что понимают политологи под понятием «Государственный капитализм») исключает основную движущую силу капитализма - « Рыночную конкуренцию», заменяя её государственным регулированием, протекционизмом , монополизмом крупных государственных и частных корпораций. Одновременное существование частной собственности на средства производства и участие государства в её модернизации, исключает финансовую заинтересованность в эффективности использования государственных инвестиционных средств. Это касается всего цикла модернизации - от проектирования до исполнения, которые осуществляются частным капиталом. Финансирование - через частные банки. Для контроля и управления этим процессом Государство будет вынуждено брать «фискальные методы» на себя, что неэффективно, исключает полностью основу капитализма - конкуренцию и рыночные отношения. Это означает рост инфляции, коррупции и многое другое, определяемое понятием «Дикий Капитализм». Управление экономикой государством эффективно тогда, когда оно управляет всеми её составляющими - и капиталом и средствами на орудия и средства производства. Делить эти составляющие - сидеть на двух стульях. Строить капиталистическое государство, каким Россия является по политической системе, на отношениях, не базирующихся на свободной конкуренции, невозможно. «Государственный капитализм» может быть только « Диким капитализмом»
Прощание с либеральным монетаризмом состоялось. Главные итоги Послания. Так ли это на самом деле.
23 апреля 202123 апр 2021
6
2 мин