Третий год подряд аудиторская компания KPMG проводит глобальное исследование готовности стран к появлению и внедрению технологий автономного вождения. В 2020 году оценка проводилась по 30 странам. Дания, Тайвань, Бельгия, Италия и Чили были включены в исследование впервые. По итогам нового Индекса его составители пришли к выводу, что и в сложный 2020-ый год правительства стран продолжили активную работу по совершенствованию законодательной базы и инвестиционной среды, без чего невозможно ускорить развитие и внедрение технологий автономного вождения. Кроме того, государства стали интенсивнее взаимодействовать с автопроизводителями и технологическими компаниями.
Среди ключевых факторов, определяющих развитие автономного транспорта, KPMG выделяет безопасность, конфиденциальность данных, цифровую инфраструктуру, последствия для транспортной системы и международные поездки и перевозки.
В отчете используется термин «автономные транспортные средства», однако в тексте есть и другие определения — все они так или иначе связаны с системами и технологиями, которые применяются как в самом транспортном средстве, так и в цифровых сетях и объектах дорожно-транспортной инфраструктуры. Этот термин также используется для обозначения беспилотных автомобилей — транспортных средств, управляемых без участия человека, или, как их еще называют, автомобилей 5-го уровня автоматизации, оборудованных системой автоматического вождения, когда человек-водитель пересаживается на пассажирское место. Эксперты заявляют, что при проведении очередного исследования актуализировали подход к оценке каждой страны. Это, прежде всего, связано с тем, что по мере изучения данного вопроса сформировалось более четкое и глубокое понимание ключевых факторов, которые определяют развитие автономного транспорта, в число которых входят, например, телекоммуникации.
Смена ориентиров
В этом году Нидерланды уступили лидерство Сингапуру, который занял первое место в рейтинге. Начиная с 2019 г. власти города-государства предприняли ряд важных шагов, которые позволили расширить возможности проведения испытаний, и продолжают активно продвигать идею развития и использования автономного транспорта. Так, для испытаний доступно уже порядка 10% национальных дорог. Подобно другим странам с высоким рейтингом, Сингапур возлагает большие надежды на технологии автономного вождения, делая их неотъемлемым элементом своих стратегических целей, среди которых развитие услуг общественного транспорта, популяризация электромобилей и рост экономики за счет осуществления научно-исследовательской деятельности. Как и в предыдущих изданиях Индекса, разница в итоговых баллах оказалась несущественной, поэтому участники рейтинга имеют реальные шансы улучшить свои результаты в будущем: сделать это уже смогли 17 из 25 стран, включенных в Индекс-2019.
Из-за пандемии коронавируса испытания автономных транспортных средств были приостановлены, однако мы все осознаем, какой вклад могла бы внести эта технология, если бы она получила дальнейшее развитие: поддержка сетей доставки товаров, более гибкие механизмы работы общественного транспорта и снижение его загруженности, например, за счет использования микроавтобусов, осуществляющих перевозки «по запросу». Внедрение технологий автономного вождения неизбежно принесет существенные социальные и экономические выгоды, повысит доступность транспортных услуг для населения и сделает наши дороги более безопасными.
Как показали результаты нового Индекса, на протяжении прошлого года правительства стран продолжили активную работу по разработке и принятию важных политических и инвестиционных решений, необходимых для ускорения развития и внедрения технологий автономного вождения. В предлагаемых подходах появились некоторые различия, однако страны перенимают опыт друг друга, а также взаимодействуют с автопроизводителями и технологическими компаниями.
Безопасность
По данным Всемирной организации здравоохранения, в результате дорожно-транспортных происшествий ежегодно погибает 1,35 млн человек, примерно 50 млн человек получают несмертельные травмы. В 95% случаев основной причиной таких аварий является человеческий фактор. Переход на автономный транспорт должен привести к существенному сокращению смертности на дорогах.
В феврале 2020 г. в Стокгольме состоялась глобальная министерская конференция по безопасности дорожного движения, участники которой признали, что современные технологии для обеспечения безопасности транспорта входят в число наиболее эффективных средств автомобильной защиты, и призвали правительства стран к 2030 г. обеспечить возможности использования безопасных систем для всех транспортных средств. Несмотря на то, что транспорт с автопилотом намного безопаснее водителя-человека, по понятным причинам каждое государство хочет убедиться в том, что технологии автономного вождения действительно способны обеспечить максимальную безопасность.
В ходе конференции шведское правительство подчеркнуло важность соблюдения Концепции нулевой смертности в ДТП (Vision Zero), принятой в 1997 г., базовым принципом которой является недопустимость дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом. В марте 2019 г. Хакан Самуэльссон, генеральный директор шведского автопроизводителя Volvo, выступил с жесткой критикой в адрес автомобилестроительных компаний, которые продолжают выпускать продукцию с технологиями ограниченной автономности: «На нас лежит ответственность, которую мы не вправе игнорировать, и каждый, кто занимается этим бизнесом, несет эту ответственность. В противном случае вы просто погубите технологию, которая может стать самым эффективным средством для спасения жизни человека за всю историю автомобилестроения».
Шведский подход к обеспечению безопасности на дорогах наверняка найдет применение и в других странах. Бурная реакция, последовавшая после трагической аварии 2019 г. в Финиксе, штат Аризона, с участием беспилотного автомобиля, который насмерть сбил пешехода, показывает, что в обществе сформировалось нетерпимое отношение к несчастным случаям, так или иначе связанным с применением технологий и инноваций. И очевидно, что при определении своей политики в этом вопросе власти будут учитывать такие настроения. В этом случае существует риск того, что чрезмерно высокие требования к уровню безопасности автономного транспорта приведут к замедлению темпов перехода на технологии беспилотного вождения, а это, в свою очередь, повлечет за собой рост ДТП со смертельным исходом, виновником которых является человек.
Защита персональных данных
Переход на автономные транспортные средства вызывает много дискуссий. Один из ключевых вопросов — конфиденциальность данных. Власти городов стремятся увеличить пропускную способность автомобильных дорог. При наличии сведений о местоположении и пункте назначения всех транспортных средств в конкретном районе или участке дороги интеллектуальная система управления дорожным движением может устанавливать скоростной режим и маршрут для всех автомобилей, что позволяет сокращать время поездки и достигать оптимального уровня загрузки дорог. Однако для этого необходимо отслеживать транспортные средства и осуществлять передачу персональных данных, что во многих странах является совершенно недопустимым и политически неприемлемым явлением. Некоторые компании также проявляют осмотрительность в этом вопросе и, скорее всего, по тем же причинам предпочтут воздержаться от участия в подобных инициативах. В странах наблюдаются значительные различия в отношении того, какими рамками ограничивается конфиденциальность данных участников дорожного движения. На всей территории Европейского союза действует Общий регламент по защите данных (GDPR), который устанавливает строгие стандарты в области безопасности и защиты персональных данных. В федеральных законах США предусмотрены менее строгие требования, однако в последнее время штаты, включая Калифорнию, стали ужесточать действующие нормы, направленные на обеспечение конфиденциальности информации. Некоторые страны, в том числе Китай, уделяют меньше внимания вопросам неприкосновенности и защиты персональных данных, что обусловлено особенностями политики коллективизации, проводимой на государственном уровне. Соответственно, правовые нормы разных стран, регламентирующие содержание и объем данных, сбор и передача которых осуществляется автономными и другими подключенными транспортными средствами, могут существенно отличаться друг от друга. На территории государств, где установлены строгие правила защиты данных, автомобили должны не просто обезличивать, но и сокращать объем раскрываемой информации до минимума, в то время как другие страны могут требовать, чтобы автономные транспортные средства всегда сообщали властям о своем местонахождении. Авторы исследования считают, что со временем большинство стран станет применять такие механизмы сбора данных с подключенных транспортных средств, которые позволят достичь максимальной эффективности использования дорог и дорожно-транспортных сооружений.
Цифровая инфраструктура
Огромная работа предстоит в части развития цифровой инфраструктуры, которую должны проделать государства для внедрения автономного транспорта, включая проектирование сенсорных сетей, установку вспомогательного дорожного оборудования (например, умных светофоров, которые могут информировать автономные автомобили, когда необходимо остановиться или продолжить движение) и применение методов высококачественной цифровой картографии. Это связано с тем, что автомобили 4-го уровня автономности могут самостоятельно доехать до пункта назначения лишь в ограниченных пространственных областях (геозонах) с достаточной цифровой инфраструктурой. В апреле 2019 генеральный директор Ford Motor Co Джим Хакетт заявил, что компания переоценила перспективу появления автономных автомобилей, и добавил, что выход на рынок первого самоуправляемого автомобиля все еще запланирован на 2021 г., но область применения таких автомобилей будет достаточно узкой из-за ограничений по геозонам. Для надлежащей эксплуатации данного поколения автономных транспортных средств необходимы датчики, дорожное оборудование и подробное картирование, поэтому их эксплуатация будет ограничена лишь теми районами и территориями, которые инвестировали средства в создание подобной инфраструктуры. Автомобили 5-го уровня автономности обеспечивают высокий уровень безопасности, при этом не зависят от внешней инфраструктуры. Но ценой безопасности, вероятнее всего, станет потеря эффективности. Так, проведенные исследования указывают на снижение скорости и увеличение пробок из-за автопилотов, которые, в отличие от людей, соблюдают все правила безопасного вождения. Цифровая инфраструктура для взаимодействия транспортного средства с инфраструктурой (V2I) может стать оптимальным решением данного вопроса. V2I используют централизованную систему управления движением для разгрузки автомагистралей и эффективной организации дорожного движения для всех его участников. Это позволит применять разные сценарии. Так, в районах, где пропускная способность автомобильных дорог не ограничена, например, в сельской местности, автономные транспортные средства могут использовать данные собственных систем. В городах и на основных междугородних автомагистралях с ограниченной пропускной способностью государственным и муниципальным структурам необходимо будет и инвестировать средства в развитие цифровой инфраструктуры, а также установить требования по обмену информацией между автономными автомобилями и установленными системами.
Последствия для транспортной системы
Американские технологические компании известны своими инновационными разработками в сфере технологий автономного вождения. Сейчас они активно работают над созданием самоуправляемых автомобилей в сегменте личного транспорта и на рынке таксомоторных услуг. Если США захватят лидирующие позиции на этом рынке, то мы станем свидетелями существенного увеличения количества автономных автомобилей на дорогах общего пользования. Многие страны применяют автономные системы управления для повышения удобства и популяризации модели услуг совместного использования автомобилей. В Чили, Дании, Финляндии и Норвегии уже проводятся испытания и первые регулярные рейсы с участием беспилотных тихоходных микроавтобусов. В Испании подобные испытания проводятся в сфере туризма в экологически уязвимой зоне Канарских островов, а в Австралии беспилотный транспорт используется в домах престарелых в сельской местности.
Смещение акцентов в сторону развития автономного общественного транспорта постепенно набирает обороты: перевозчики в Сингапуре, Испании и Великобритании уже проводят испытания полноразмерных беспилотных автобусов. Это позволит уменьшить потребность в услугах профессиональных водителей. Чтобы решить проблему дефицита водительского персонала, Департамент транспорта в Тайбэе (Тайвань) планирует начать испытания беспилотных автобусов на дорогах общего пользования в ночное время суток. В Сингапуре водители автобусов проходят переподготовку по специальности «оператор по обеспечению безопасности движения автобусного транспорта» в соответствии с планом города-государства по внедрению беспилотных автобусов, реализация которого запланирована на 2022 г. Ввиду того, что технологии автономного вождения сокращают затраты на рабочую силу, они позволяют обеспечить доступ ко многим услугам для жителей, проживающих в отдаленных районах, а также повысить эффективность работы общественного транспорта в городах с высокой плотностью населения.
Пандемия коронавируса также может стать дополнительным аргументом в пользу перехода на автономный транспорт. Вирус сделал транспортные средства общего пользования менее привлекательными для населения, однако беспилотный маршрутный микроавтобус, который проходит регулярную дезинфекцию, может стать лучшей альтернативной, нежели заказ услуг такси или частных водителей через мобильные приложения. В ряде других отраслей пандемия также привела к увеличению спроса и расширению возможностей в области автоматизации. Как следствие, в условиях распространения коронавирусной инфекции возрос интерес и к беспилотникам, которые в основном использовались для доставки товаров и грузов, а не перевозки людей. Так, поставщик медицинских услуг Mayo Clinic и Транспортное управление города Джексонвилла, штат Флорида, задействовали четыре самоходных шаттла для перемещения пункта приема анализов на COVID-19 с места тестирования в ближайшую лабораторию без какого-либо контроля со стороны человека по маршруту, изолированному от пешеходов и транспортных средств.
Единое пространство
Несмотря на различия стран в части развитости цифровой инфраструктуры для эксплуатации автономного транспорта, по существу она должна эффективно функционировать для любого транспортного средства, которое будет ее использовать. Необходимы международные стандарты, которые позволят автомобилям с автономной технологией вождения осуществлять движение в других государствах, по крайней мере, в рамках одного континента.
С 2022 г. на территории Европейского союза все новые автомобили должны быть оснащены базовыми средствами автоматизации с продвинутой системой помощи водителю (Advanced Driver Assistance System, или ADAS), включая системы автономного экстренного торможения и помощи при перестроении. Вполне логично включить в подобные международные стандарты и условие о внедрении технологии V2I.
То же самое относится и к сфере страхования. Некоторые страны уже приняли нормы, которые проясняют аспекты правого регулирования ответственности за дорожно-транспортные происшествия с участием автономного транспорта, среди которых и Закон Великобритании об автономных и электрических транспортных средствах.
Однозначно необходим единый подход в вопросах законодательного регулирования перемещений транспортных средств, которые в автономном режиме могут потенциально пересекать государственные границы.
Россия: двойственное положение
Россия демонстрирует существенный интерес к разработкам в области беспилотного транспорта как со стороны государства, так и со стороны отдельных компаний. Национальное правительство активно занимается вопросом расширения проводимых в стране испытаний беспилотного транспорта на дорогах общего пользования, стартовавших в конце 2018 г. и затронувших 11 новых областей. Кроме того, ряд компаний получили запрос разработать действительно беспилотные тестовые автомобили взамен существующих, предполагающих наличие водителя, готового взять на себя управление. Одной из таких компаний, активно продвигающих идею действительно автономного транспорта, стала российская технологическая компания «Яндекс». В марте 2019 г. «Яндекс» согласился принять участие в разработке системы управления автономного транспорта 4-го и 5-го уровней совместно с южнокорейским автопроизводителем Hyundai для создания беспилотного прототипа на базе одной из производственных моделей компании. Компания уже проводила испытания в Израиле, а также запустила услуги роботизированного такси в городе Иннополис и Сколково.
В ноябре 2019 г. было объявлено о планах по запуску небольших автономных роботов по доставке товаров в этих городах — Yandex Rovers, получивших своей название по аналогии с аппаратами, использовавшимися для исследования Марса, на которые они внешне очень похожи.
При этом, согласно результатам Опроса руководителей Всемирного экономического форума, Россия занимает последнее место по уровню доступа к новейшим технологиям по сравнению с другими странами, входящими в Индекс. Кроме того, Россия получила низкие баллы по использованию облачных технологий, искусственного интеллекта и IoT, разделила второе с конца место с еще одной страной по скорости мобильной связи и заняла предпоследнее место по качеству дорог.
Сергей Казачков, партнер KPMG в России и СНГ, заявил, что, по мнению российского правительства, автономный транспорт является перспективной технологией, и в стране действует поэтапный план внедрения беспилотных автомобилей, утвержденный в 2018 г. Крупнейшие государственные автомобильные группы и банки совместно с основными частными технологическими компаниями занимаются разработкой программного обеспечения и технологических решений. Казачков также отметил, что крупнейший национальный производитель пассажирских автомобилей будет вынужден сотрудничать с мировыми игроками, поскольку сам существенно отстает по позициями в области разработки собственных технологий автономного транспорта. Вместе с тем крупнейшие в России производители грузовых автомобилей, такие как «КАМАЗ», и легких коммерческих автомобилей, например, «ГАЗ», добились бóльших успехов в этой области и уже проводят тестирование автономных технологий и решений на испытательных площадках.
Главные достижения
Февраль 2019 г. Президент Цай Инвэнь открывает Тайваньскую лабораторию CAR (от англ. connected, autonomous and road- test) в городе Тайвань, где был построен первый закрытый испытательный полигон для беспилотных автомобилей.
Апрель 2019 г. В Эспоо, Финляндия, на дороги общего пользования вышел беспилотный автобус Gacha (совместный проект местной компании Sensible и японского ритейлера Muji), способный стабильно работать при любых погодных условиях.
Июнь 2019 г. Компания Apple купила Drive.ai — стартап из Кремниевой долины, который специализируется на технологиях автономного вождения. По итогам сделки Apple получила ряд готовых IT-решений и разработок для создания автономных автомобилей.
Август 2019 г. При финансовой поддержке предприятий отрасли и государства британская организация Zenzic, занимающаяся испытаниями технологий подключенной и автоматизированной мобильности, объявляет конкурс на финансирование исследований по кибербезопасности беспилотного транспорта.
Октябрь 2019 г. Власти Сингапура одобрили проведение испытаний автономного транспорта на 10% всей дорожной сети и инициировали переподготовку 100 водителей автобусов по специальности «оператор по обеспечению безопасности движения автобусного транспорта».
Декабрь 2019 г. Waymo покупает Latent Logic, которая специализируется на технологиях машинного обучения. До этого она входила в состав факультета компьютерных наук Оксфордского университета.
Февраль 2020 г. Правительство Испании объявляет о намерении принять новый закон о мобильности, который будет регламентировать вопросы эксплуатации автономных транспортных средств, а также предполагает увеличение станций зарядки электромобилей. Из-за пандемии коронавируса работа над законом была приостановлена.
Апрель 2020 г. В Японии вступил в силу Закон об автомобильном транспорте, который предусматривает юридическое признание автономных транспортных средств, определяет требования и порядок их проверки, а также вводит систему выдачи разрешений.
Июнь 2020 г. Немецкие автомобилестроительные концерны BMW и Mercedes-Benz временно приостановили сотрудничество по разработке технологий для беспилотных автомобилей 4-го уровня автономности. В проекте приняли участие 1200 человек.
Предостережение
Хакан Самуэльссон, Генеральный директор шведского автопроизводителя Volvo:
На нас лежит ответственность, которую мы не вправе игнорировать, и каждый, кто занимается этим бизнесом, несет эту ответственность. В противном случае вы просто погубите технологию, которая может стать самым эффективным средством для спасения жизни человека за всю историю автомобилестроения.
Ричард Трелфолл, Руководитель Международной группы по работе с инфраструктурными проектами, KPMG International:
До настоящей революции, которая привела бы к полному переходу на автономный транспорт, еще очень далеко. Тем не менее беспилотные технологии приближаются к финальной стадии развития, когда необходимо сконцентрировать усилия на практической реализации более сложных задач, чтобы в полной мере воспользоваться таким огромным трансформационным потенциалом. Данные третьего Индекса свидетельствуют о значительном прогрессе стран в части обеспечения безопасной и эффективной эксплуатации автономных транспортных средств, включая пересмотр нормативно- правовой базы и проведение крупномасштабных испытаний. Была проделана колоссальная работа. Мы наблюдаем общемировую тенденцию распространения технологий автономного вождения на общественном транспорте, а также в ограниченных или закрытых пространствах, например, при горнодобывающих работах или в ходе осуществления логистических операций. Органы государственной власти и местного самоуправления продолжают работу в этом направлении, разрабатываемые с учетом специфики их стран.
Куда идет лидер? Сингапур
Сингапур впервые возглавил рейтинг, обогнал Нидерланды и получил наивысшие баллы в категориях «Уровень принятия потребителями» и «Политика и законодательство». Власти города-государства расширили зону испытаний автономных транспортных средств и дали разрешение на их проведение на всех дорогах общего пользования в западном регионе Сингапура. В планах запуск трех беспилотных автобусов в 2022 г. В рамках инициатив, направленных на популяризацию электротранспорта, к 2030 г. планируется увеличить количество станций зарядки электромобилей с 1600 до 28000. Кроме того, Сингапур постепенно вводит дорожный налог, чтобы компенсировать потери бюджета от снижения поступлений от акцизов на топливо.
Учитывая тот факт, что доля электрокаров только увеличивается, такие шаги абсолютно оправданы с точки зрения продвижения и развития автономного транспорта.
Инфраструктура развивается. Нидерланды
Нидерланды сохранили лидерство в категории «Инфраструктура», заняв первое место по количеству станций зарядки электромобилей на душу населения и второе по результатам оценки качества дорог, уступив лишь Сингапуру. В стране реализуется большое количество пилотных проектов в сфере автономного транспорта. Это связано с тем, что 81% населения Нидерландов проживает в районах проведения испытаний. Тем не менее в июле 2019 г. в ходе испытаний беспилотных колонн грузовиков возникли сложности с обеспечением бесперебойного подключения к сети. В 2019 г. власти Нидерландов продолжили работы по обустройству «умных» дорог, установив светофоры, которые по беспроводной сети передают информацию автономным транспортным средствам в 60 новых районах страны.
Экстремальные испытания. Норвегия
В 2019 г. Норвегия увеличила присутствие автономного транспорта на своих дорогах. В Осло открылись новые маршруты, на которых курсируют беспилотные автобусы, а ограничение скорости движения для машин с автопилотом увеличилось с 16 до 20 км/ч.
В связи со значительной налоговой нагрузкой на автомобили с двигателями внутреннего сгорания, высокой стоимостью топлива и государственным субсидированием электротранспорта в 2019 г. электромобили и гибриды стали самыми продаваемыми и востребованными на рынке Норвегии. Испытания автономного транспорта проходят в экстремальных погодных условиях: на заснеженных островах Шпицбергена за Полярным кругом уже реализуются пилотные проекты по организации беспилотного движения грузовиков, легковых автомобилей и автобусов.
* * *