"Возвышающий обман"
АНДРОН КОНЧАЛОВСКИЙ: "Валерий Плотников появился у нас на картине "Дворянское гнездо" в качестве практиканта-оператора. Это было само по себе смешно, потому что практикант обычно занят киноаппаратурой - он выполняет черновую работу. Я решил, что появится белоручка. Мы стали давать ему всевозможные поручения, а он выполнит - и опять за фотокамеру.
Фотографии, сделанные Плотниковым, я увидел позже. На первый взгляд они показались совершенно не похожими на то, что снимали мы. Потом мы заметили, что они были как бы квинтэссенцией фильма в целом и передавали его стиль, хотя снимал я совсем другое. Я как будто увидел свою картину с другой точки зрения. Нет, это точка не было чужой, а просто неожиданной, порой даже более интересной. Было жаль, что фотографии я увидел уже после того, когда эпизоды были отсняты.
Валерий обладает острым и в тоже время поэтическим взглядом. Я думаю, было бы интересно делать фотографии на репетициях, а потом использовать их в решении эпизода. Ведь мы все в какой-то мере связаны со штампами привычек, условностей, и каждый из нас повторяет то, что ему близко. Надо быть смелым, чтобы распознавать свои же штампы и сломать их. Работа Валерия Плотникова как раз помогает это сделать.
У фотографа, если он талантлив, есть свой мир, со своими законами, своей температурой. У Плотникова тоже есть свой собственный мир. Люди его по-особому ходят, смеются, думают. Этот мир богат пластикой, очень живописен. Человек в нём по-особому связан с антуражем, со средой. Окружающие предметы, природа помогают выразить его психологию.
Конечно, фотография несет в себе свою собственную этику. Момент застывшего движения - это новое качество, ещё нераспознанное. Мне бы хотелось создать фильм из одних фотографий - с актёрами, с декорациями, но без иллюзии движения. Думается, что если такой фотограф, как Плотников, будет снимать организованную жизнь, только не кинокамерой, а фотокамерой, то это будет новое зрелище, с особой документальностью. Многое в этом плане решает способность Плотникова создавать настроение в фотографиях.
Я не знаю, сумеет ли Плотников стать оператором. Если, например, обратиться к фотографиям любого фотографа, попробовать оживить их, то есть воспроизвести то, что было до снимка и будет после, самым интересным останется кадр, который и был на фотографии. Плотников, я думаю, обладает этим даром "схватить пик", и я не знаю, насколько интересны для него будут промежутки..."
Ищите фотоальбомы и книгу воспоминаний Валерия Плотникова "Времена оттепели прошли" в магазинах Москвы и в интернет-магазинах.
В Москве можно приобрести перед спектаклем в театре Ленком.
Автор будет рад вашим существенным и интересным дополнениям к публикации в комментариях. Если вы видите ошибку, пишите в комментариях, автор не может знать всё и иногда совершает опечатки: не ошибается тот, кто ничего не делает.
Комментируйте, соблюдая приличия, подписывайтесь на канал.