Найти тему
Колосс Родосский

Танк Т-72 — величайший коррупционный обман СССР

В статье приводится материал из книги А. Тарасенко «История отечественного танкостроения»

История отечественного танкостроении имеет уже более чем полувековую историю. В годы Великой Отечественной войны наши конструкторы и танкисты доказали возможность нашей страны делать качественные современные машины, используя прогрессивные решения, и создали свою отдельную танкостроительную мировую школу.

Великий конструктор А. А. Морозов, можно сказать один из отцов основателей танковой отрасли СССР, ещё в 40-е годы смог выпустить успешный танк Т-34 (а затем и его модификации), продолжив успешную линейку танками Т-44 и Т-54. После войны его перевели в воссозданное Харьковское строительное бюро (КБ 60) для работы над новыми проектами танков, но за годы войны эвакуированные в тыл мощности смогли наладить, так существовало ещё два завода: КБ 520 в Нижнем Тагиле и Ленинградский Кировский завод.

Морозов А. А.
Морозов А. А.

Проект нового танка должен был быть прорывным для своего времени, поэтому решено было привлечь все возможные силы. Ни один завод даже и подумать не мог проиграть конкурс, поэтому в ход помимо инженерной мысли шли и коррупция местных властей, и свои ставленники в партии, продвигающие интересы конкретного завода.

Отсюда и появились современные байки по поду того, что вышедшей в то время на Харьковском КБ танк Т-64 был сырым. Это танк был прорывом своего времени, но невзирая на его успех, буквально в обход решения власти, в Нижнем Тагиле создают свой танк, а затем подтягивает и Ленинградский Кировский завод со своим проектом. Возглавляющий Нижнетагильское КБ Карцев имел очень большие амбиции, и танки его завода не просто были приняты на вооружение, но и пошли в серию. Вскоре Устинов протащил в проект Т-80 из Ленинграда. Ситуация сложилась следующая — в стране производились сразу три основных танка.

Такого себе на тот момент не могла позволить ни одна страна, даже сверхдержава вроде СССР. Вы только представьте шок снабженцев, когда им приходит не одна, а три накладные на изделия — все танки были совершенно несовместимы по запчастям. Приходилось вводить три отдельные специальности танкистов, три вида учебных заведений для них, три линии сборки, а также три вида ремонтных бригад, которые могли обслуживать только свою модель танка.

Все это стоило гигантских денег, а главное не было необходимым. В каждом танке были свои недостатки и свои преимущества, но в общем Харченко оценивает их как примерно равные. Даже в конце своего существования СССР все ещё выпускал два вида танков: Т-80 и Т-72, что показывает полную несостоятельность наших экономистов того времени.

Так, мелкие шкурные интересы и амбиции вполне себе помогли развалиться огромному непобедимому государству, даже не вступая в войну. Сегодня повторяется та же самая ситуация:Т-80 снова начинают производить, пытаясь рассказывать обычным людям, что в Артике-то нам такое оружие нужно. Однако специалисты вполне доходчиво объясняют, что это вновь избыточно и можно обойтись существующими моделями танков.

Сегодняшняя ситуация даже парадоксальнее: распиаренный танк Т-14 «Армата» так и катается только по Красной площади, Т-72, уже морально устаревший по всем параметрам, модернизируется в самом дешевом виде, но при все скверной экономической ситуации мы вводим ещё один вид танка. Откаты и попилы на лицо.

Уважаемые читатели, оставляйте свои комментарии по теме, а также читайте другие мои статьи:

Редкие экземпляры оружия Второй мировой войны, о которых вы наверняка не слышали

Военные термины, которые гражданские люди регулярно путают

Армагеддон — благодаря какой битве появилось это слово?