Здарова.
Совсем недавно мы с коллегами по цеху обсуждали вопросы подходов к записи музыкантами своих шедевров. У нас возникла достаточно жаркая дискуссия по многим вопросам, что побудило меня написать эту статью. Вспомнив свой опыт записи моей группы, а также других групп, я отметил несколько распространённых сложностей, которые музыканты при записи своих альбомов создают себе собственноручно из ничего. И всё бы ничего, но эти сложности создают огромные препятствия в работе, а иногда и вовсе её срывают и даже приводят к распаду группы. Причём, касается это не только гитаристов, но и всех музыкантов в целом. Так что давайте их сегодня обсудим, я выскажу своё мнение, а вы обязательно пишите комментарии, что думаете на эту тему. Поехали.
- Запись партий целиком. Высказывания музыкантов «я буду писаться целиком, ведь я не лох какой-то, чтобы делать склейки» - пожалуй, самоё распространённое явление. Причём, услышать подобное можно как от достаточно опытного и умелого музыканта, так и от новичка, впервые записывающего своё творчество. Чем вызвано такое мнение – понятно, среди многих музыкантов, в особенности – пока что не добившихся внушительных высот, постоянно идёт конкуренция на тему «кто лучше играет», и именно оттуда пошёл тезис «кусками пишут те, кому целиком слабо». Но дело в том, что музыка ориентирована в первую очередь на слушателя, а слушателю, поверьте, абсолютно нет никакого дела, целиком вы записывались, или по частям. Если ваша песня хороша, находит отклик у слушателя, и ему ничего не мешает её слушать и ей сопереживать – всё остальное не важно!
Помимо прочего, запись партий кусками экономит вам колоссальное количество времени. Раньше, когда гитары писали на студиях, это экономило ещё и огромное количество денег. Сейчас же гитары зачастую пишут дома и носят в студию на реампинг, однако фактор времени никуда не делся. Вы получите на порядок больше прогресса, опыта и навыков, если запишете и выпустите 5 песен кусками, нежели если всё это время будете мучать одну-единственную партию, доводя её исполнение до студийного качества. Единственное, о чём следует помнить – вашу песню вам придётся играть на концерте, а потому способность сыграть её целиком – строго обязательна. Но исполнять целиком на запись – не только не обязательно, но и вредно. Исключением здесь могут быть, разве что, барабанщики ввиду некоторой сложности работы с записями ударных, и то – базовые навыки монтажа ударных мультитреков следует иметь в арсенале любому человеку, занимающемуся звукозаписью, а человеку, специализирующемуся на звукорежиссуре – и подавно.
- Тюн вокала. Многие вокалисты в моей практике принципиально отказывались «мелодайниться». Причины таких убеждений, в общем-то, кроются в том же самом – начинающие музыканты считают, что настоящий музыкант должен уметь в любой ситуации качественно исполнить свою партию без ошибок, и если не получается – нужно учиться, а не прибегать к хитростям. Надо сказать, что доля правды в этом есть, ведь петь вживую вам придётся целиком, и делать это нужно красиво. С другой стороны, излишний перфекционизм – ваш враг. Если вы – начинающий вокалист, то, скорее всего, вы не сможете исполнить вашу партию идеально. А если ещё и целиком?.. Хорошая новость – ни то, ни другое при записи вам не нужно. Правда в том, что и профессиональные вокалисты с мировым именем проходят через тюн и нормально к этому относятся.
При этом важно понимать различие между плохим вокалом и хорошим и знать границы, в которых можно применять коррекцию. Хороший вокал – это выразительный и эмоциональный вокал, почти всегда попадающий в ноты. Если вы действительно хорошо спели песню, но какие-то ноты взяли немного неточно – здесь, как раз, вам и пригодится тюн, который эти небольшие отклонения сможет устранить, не нанося ущерб выразительности и подаче. Если же вы категорически не попадаете в ноты (под этим понимается ошибка в полутон и более), то качественно исправить эти ошибки коррекцией у вас не получится, и такой вокал нужно переделать. Не говоря уже о том, если вы спели недостаточно эмоционально и с плохой подачей.
Бессменный вокалист группы «ПилОт» Илья Чёрт в своей книге «Анатомия шоу-бизнеса» сказал – «студийная запись должна быть идеальной и отражать лучшее, на что вы способны», и это очень верное и точное высказывание. Поэтому ваша задача – записать хороший вокал, после чего с помощью коррекции сделать его идеальным.
- VST-инструменты. Многие музыканты презрительно относятся к использованию семплов и библиотек на записях, и напрасно. Основной аргумент – программируемые инструменты звучат сухо и безжизненно по сравнению с живыми инструментами. Чаще всего речь идёт о VST-ударных, поэтому по большей части о них и будем говорить. И вновь, частично противники библиотек правы – действительно, качественно сыгранные и хорошо записанные ударные ни в какое сравнение не пойдут с запрограммированными. Другой вопрос, что качественно записать ударные не под силу почти никому из начинающих или даже продвинутых музыкантов.
Процесс записи барабанов в особенной степени требует огромной тщательности и знания своего дела. Малейшая ошибка, будь то неверно настроенная установка, неподходящее помещение, да и банально – недостаточный уровень игры, и ваши живые барабаны вмиг станут не сильной основой композиции, а увядшим цветком, который только портит общую картину. Думаю, не стоит и говорить, сколько вы потратите студийного времени (и, следовательно, денег), чтобы подобрать нужную вашей музыке установку, правильно её настроить и подготовить тракт записи. И всё это будет потрачено впустую, если ваш барабанщик пока что не дотягивает до звания хотя бы «хорошего». Поэтому в таких условиях библиотеки ударных – ваш самый лучший друг. Благо, сегодняшние технологии сделали эти инструменты доступными практически каждому, а несколько дней, потраченных на изучение конкретного ПО и принципов работы с ним позволят вам достаточно легко и со знанием дела создавать барабанные партии с учётом микроритмики и микродинамики, которые далеко не все смогут отличить от хорошо записанных ударных.
Подводя итог, хочется сказать следующее. Друзья, не загоняйте себя в ловушки. Не стесняйтесь того, что вы – пока ещё не профессионалы. Профессионалами становятся постепенно, набираясь опыта и понимания, что и зачем вы делаете, и насколько это действительно необходимо. А это, увы, невозможно без постоянной практики, написания песен и получения отзывов от ваших слушателей. Поэтому пишите песни, выпускайте их, наращивайте качество вашей работы с каждой песней и не стесняйтесь прибегать к хитростям. Как сказано в одной известной песне, «не пройдя преисподней вам не выстроить рай».
На этом, собственно, всё, что хотел вам сказать. Если статья оказалась для вас полезной, а особенно – если мне удалось вас в чём-то убедить – ставьте лайк, этим вы сильно поможете каналу в развитии. Не забудьте подписаться, чтобы не пропустить новые интересные статьи, а также пишите в комментариях своё мнение на эту тему и другие убеждения музыкантов, с которыми вы сталкивались – обязательно обсудим!
Счастливо!
Читайте также:
Необычный способ быстро повысить свой навык игры
Про гитарные VST плагины
Можно ли довести до ума гитару с Aliexpress