Десятого апреля состоялась встреча президентов Украины и Турции. На ней был опубликован грандиозный список решений о взаимном сотрудничестве. Среди множества пунктов манифеста об украинско-турецкой дружбе, малозаметным, но крайне любопытным показался пункт о поддержке образовательной деятельности Турецкого фонда «Маариф» в Украине. Ранее, данный фонд развивал активную деятельность именно в Киргизской Республике, открывая учебные центры.
Почему Украина идет в след за Киргизией и что мы знаем о фонде «Маариф»?
Фонд занимается распространением и поддержкой турецкого влияния в странах, где проживает тюркоязычное население. В случае с Украиной – это, конечно, крымские татары. В работе этой организации существует несколько достаточно интересных моментов. Создан он был для того, чтобы не допустить ложных религиозных учений, распространяемых организацией школ FETO под управлением эмигрировавшего после неудавшегося переворота в Турции Фетхуллаха Гюлена. Задачей фонда является экспорт образования. Не совсем понятно, как Турция может поставлять в другие страны достойный уровень учебных программ, оставаясь на последних местах в рейтинге среднего образования. Кроме того, стоит помнить, что в стране проводилась активная программа по ликвидации неугодных школ и иных образовательных учреждений после неудавшейся попытки переворота в 2016 году.
По заявлению турецких оппозиционеров, учение «Маарифа» основывается на политическом исламе, крайне популярном в Турции в последние годы. Опасность заключается в том, что ислам в турецкой внутренней политике тесно соседствует с идеями «Братьев Мусульман», во многих странах признаваемых террористами. На поверку, часть первых лиц фонда так или иначе контактируют с исламскими группами, а некоторые и с исламистско-джихадистскими группировками в Ираке и Сирии.
Почему Украина позволяет туркам развивать у себя образовательную деятельность – понять сложно: ради поддержки в противостоянии с Россией, украинское руководство фактически открывает в стране пункты распространения идеологии близкой к «Братьям мусульманам».
Киргизию понять еще труднее. Ни о какой близости учения фонда к культурному фундаменту центральноазиатских стран говорить тоже не приходится – его там не будет, ибо в планах Турции только продвижение собственного величия. А вот, то что молодежь первой окажется в числе слушателей и получит порцию сомнительных идей, сильно отдающих радикализмом – звучит как аксиома и поэтому вызывает опасение.