Найти в Дзене

Жигулёвские горы 1937 года в фильме "Волга-Волга".

Красота Жигулёвских гор не раз привлекала внимание столичных кинематографистов. По рассказам, ещё 110 лет назад в район Жигулевских гор приезжала киногруппа во главе с оператором Александром Дранковым, чтобы снять волжские пейзажи для самого первого отечественного фильма "Понизовая вольница" (1908). Возможно это так, но посмотрев фильм, я не нашёл кадров, подтверждающих эту легенду. Однако,

Красота Жигулёвских гор не раз привлекала внимание столичных кинематографистов. По рассказам, ещё 110 лет назад в район Жигулевских гор приезжала киногруппа во главе с оператором Александром Дранковым, чтобы снять волжские пейзажи для самого первого отечественного фильма "Понизовая вольница" (1908). Возможно это так, но посмотрев фильм, я не нашёл кадров, подтверждающих эту легенду. Однако, съёмочные группы художественных и документальных фильмов действительно приезжали в ниши края неоднократно. Например, в 1937-ом году в Куйбышевской области снимали сразу две картины. Одна из них была посвящена Степану Разину, а вторая - музыкальная комедия "Волга-Волга". Именно о ней и пойдёт речь.

Бакен с надписью "Кама-Волга".
Бакен с надписью "Кама-Волга".

Маршрут киногруппы также подробно описан в книге Александра Хорта. Пароходы поплыли по Москве-реке и Оке к Нижнему Новгороду (Горькому). В городе и окрестностях были проведены первые съемки. Верхневолжское пароходство выделило в помощь “Памяти Кирова” буксир “Добролюбов”, который постоянно маневрировал, переставляя и устанавливая в нужных местах декоративные суда. Затем кинематографисты отправились на Каму, где снимали в районе удмуртского города Сарапула. Далее переместились к Перми, в устье Чусовой и на реку Вишера.

Одна группа снималась на плотах. Другая сразу отправилась на Волгу. Съёмки проходили возле Казани и Жигулевских гор. Эту жигулёвскую часть съёмок мы и посмотрим в этом посте.

Пароход "Севрюга" в районе Морквашей, гора Могутовая.
Пароход "Севрюга" в районе Морквашей, гора Могутовая.
"Севрюга" и парусник "Лесоруб", слева Большая Бахиловая гора.
"Севрюга" и парусник "Лесоруб", слева Большая Бахиловая гора.
Бывалов (Игорь Ильинский) и секретарша Зоя (Мария Миронова) на пароходе "Севрюга" в Жигулях.
Бывалов (Игорь Ильинский) и секретарша Зоя (Мария Миронова) на пароходе "Севрюга" в Жигулях.
Легендарные "Эмки" (ГАЗ М-1) - символ сталинской эпохи. На таких автомобилях сотрудники НКВД перевозили арестантов, за это машины прозвали в народе "чёрными воронками". Репрессии не миновали и создателей фильма. В 1937 году оператор Владимир Нильсен, снявший большую часть картины был арестован и осужден Военной коллегией Верховного суда СССР по статье «шпионаж» и 20 января 1938 года расстрелян. Реабилитирован в 1956 году.
Легендарные "Эмки" (ГАЗ М-1) - символ сталинской эпохи. На таких автомобилях сотрудники НКВД перевозили арестантов, за это машины прозвали в народе "чёрными воронками". Репрессии не миновали и создателей фильма. В 1937 году оператор Владимир Нильсен, снявший большую часть картины был арестован и осужден Военной коллегией Верховного суда СССР по статье «шпионаж» и 20 января 1938 года расстрелян. Реабилитирован в 1956 году.
Автомобили ГАЗ М-1 и парусник "Лесоруб" на фоне Жигулёвских гор.
Автомобили ГАЗ М-1 и парусник "Лесоруб" на фоне Жигулёвских гор.
-7
 Дуня (Любовь Орлова) и Алёша (Андрей Тутышкин).
Дуня (Любовь Орлова) и Алёша (Андрей Тутышкин).
Любовь Орлова в лодке отплывает от "Севрюги", на заднем плане предположительно гора Стрельная.
Любовь Орлова в лодке отплывает от "Севрюги", на заднем плане предположительно гора Стрельная.
Знающий все мели, старый боцман (Владимир Володин) на фоне гор Могутовой и Лысой.
Знающий все мели, старый боцман (Владимир Володин) на фоне гор Могутовой и Лысой.
Пароход "Севрюга".
Пароход "Севрюга".
Старый боцман. На заднем плане горы Могутовая и Отважная.
Старый боцман. На заднем плане горы Могутовая и Отважная.

Премьера музыкальной комедии состоялась 24 апреля 1938 года. "Волга-Волга" стал одним из любимых картин Иосифа Сталина, он пересматривал его множество раз и знал многие реплики наизусть. В 1941 году фильм «Волга-Волга» был удостоен Сталинской премии первой степени. Однако, после смерти Сталина, в 1950-е годы фильм подвергли редактированию: из негатива были исключены кадры с памятником Иосифу Сталину на канале «Москва — Волга», а также кадры, где крупным планом показана надпись "Иосиф Сталин" на пароходе. Кинокартина стала классикой советского кинематографа. В 2010 году фильм был колоризирован в Лос-Анджелесе по заказу «Первого канала».

В завершении поста замечательные вечерние виды Волги и Жигулей.

-13
-14
-15
-16
-17
-18