Бывает вернешься с отдыха, а радости нет. В чем причина? И как избежать разочарований, если приходится, как сейчас, срочно менять планы на отпуск.
Еще недавно радовались открывшимся перспективам для отпуска, а сейчас — снова хватаемся за голову. В Турцию не улететь, Танзания под запретом. И так возможностей было немного, забрали чуть ли не последнее. Благо, есть ласковый Тунис, зазывно приглашает Кипр, манит жаркий Египет, готова рискнуть Греция. Но хватит ли теперь на всех? И станет ли это достойной заменой Турции с ее “все включено”? А можно ли вообще сравнивать?
Слишком много вопросов…
И тут напрашивается мысль, что разочарования от отпуска могут быть связаны не только со сменой направления. Они — частый гость постотпускного синдрома. И виноваты в них далеко не всегда хитрые туроператоры, а сами туристы.
Причины разочарований от отпуска
Думаю, их несколько. И в большинстве случаев виноваты обстоятельства, форс-мажоры или же сами путешествующие.
- Слишком большие ожидания. Конечно, когда отпуск долгожданный, сложно удержаться от фантазий: представляешь себя попивающим коктейль на морском берегу, чистый песок, лазурное море, красивые люди вокруг. Благодать. Но чем ярче картинка, тем сильнее может быть разочарование, ведь реальность в любом случае будет иной. И даже если вы едете в место, где бывали не раз. Как говорится, самую большую душевную боль нам доставляют наши собственные иллюзии.
- Неправильный выбор курорта. Вы хотели не только лежать на пляже, а посмотреть достопримечательности, но поехали в самый дальний город страны, откуда добираться долго и дорого. Или в ваших планах был спокойный пляжный отдых в тишине, но вы приехали на молодежный курорт или поселились рядом с ночным клубом. Чья это вина? Сейчас доступна вся информация: изучить расположение, специфику курорта, а также отзывы на отели можно на десятках сайтов. Вперед!
- Нетерпимость к местной культуре. К этому заранее подготовиться сложнее. Обычаи местных, их образ жизни могут неприятно удивить или шокировать. Например, моя знакомая в таком шоке пребывала после Индии и ее антисанитарии, что одно напоминание до сих пор вызывает у нее нервный смешок. Другая, побывав в Египте и испытав на себе все прелести отношения к славянским девушкам, об арабских странах слышать не хочет. Хотя они столь разные…
- Не тот отель. Слишком много детей, а вы приехали отдыхать вдвоем. Вы приехали с семьей, а в отеле нет даже детской площадки, не говоря уже об анимации. Вы выбрали отель по звездам, а на месте оказалось, что звезды нарисованы нечестными отельерами. Конечно, туроператоры должны предоставлять правдивую информацию, но никто не мешает удостовериться самостоятельно. Изучить отзывы, посмотреть фотографии бывалых, рассмотреть несколько вариантов. Нет инфантильности!
- Не та компания. Отдых компанией — всегда риск. Даже если это хорошие знакомые, на отпуске им может “сорвать крышу”. Друг, как говорится, познается в беде, а еще на свободе, когда “все включено”.
- Форс-мажор: плохая погода, потерянный багаж, задержанный рейс, травмы. Вариантов множество. К сожалению, от них никто не застрахован и чаще всего, в них никто не виноват.
- Плохая организация и сервис. Вас не встретили в аэропорту или уехали без вас. Вы заранее купили пакет экскурсий, а вас на них не позвали. Персонал в гостинице неприветливый, а горничные убираются кое-как. Чаще всего, вина лежит на принимающей компании. Здесь, конечно, зона ответственности туроператора: с кем они сотрудничают, важен ли им комфорт туристов или только их деньги. Но и здесь никто не мешает заранее изучить отзывы о туроператорах и выбрать то, что вызывает доверие. Но, к сожалению, на 100% никто не застрахован от некачественного сервиса.
Вот, пожалуй, достаточно полный список. Как видите, львиная доля разочарований связана с легкомысленным отношением к планированию со стороны самих туристов. Так хочется кого-то обвинить, вместо того, чтобы взять ответственность за свой выбор. Вот и сейчас. Многим приходится срочно менять планы на майские праздники, т.к. Турция закрылась. Кто виноват и что делать?
Как планировать отпуск в новых реалиях?
Удивляют фразы из серии “Чем заменить Турцию?”, “Удачная замена Турции — это Греция/Кипр/Тунис”. О какой замене может идти речь? Из таких слов напрашивается вывод, что на месте туристы получат то же самое. Те же “все включено”, тот же шикарный пляжный отдых, ту же бешеную и заряжающую анимацию. Но не тут то было!
Турцию вообще ничем не заменить. Она рассчитана на пляжный отдых. Не зря люди иногда ездят туда годами, но так и не видели практически ни одной достопримечательности. Хотя их там предостаточно, кстати, но это отдельная тема.
Взять хотя бы Тунис. Это страна экскурсионная. Как и Греция, Кипр. Там может быть все попроще с пляжами, отелями, анимацией, но взамен идет богатая история, красоты архитектуры, увлекательные экскурсии. А привыкшие к Турции туристы этого не поймут и оценивать будут лишь по внешнему. А значит, разочаруются. И кто в этом виноват?
Отчасти, виноваты туроператоры, которые “на голубом глазу” предлагают “практически такой же Тунис”, аналогичный. Это проще, чем объяснить туристам, что нужно менять не только страну, но и свои ожидания. Что ответственность за конечный выбор лежит именно на самих туристах, что точно такого же отдыха не получится. Может он будет лучше, но может и хуже. Никаких гарантий.
И кажется, это серьезный, взрослый разговор. К сожалению, не все к такому готовы. Такого мнения придерживаются и эксперты турсферы, призывая к осознанности:
“...принять решение и потом иметь дело с последствиями этого решения придется самому туристу.”
Ситуация сложная, каждая сторона должна набраться терпения. Но нужно понять, что нет одинаковых курортов, невозможно просто “заменить”. И понять это — задача туриста.