За Олегом Дерипаской и прежде числились заявления, в которых он задирал некоторые госструктуры, – например, критиковал Центробанк за плавающий, как топор, курс рубля. Однако на днях олигарх превзошел самого себя, опубликовав в телеграм-канале пост, посвященный уровню бедности в России.
Цитирую: “Нас пытаются убедить, что число россиян, доходы которых находятся ниже прожиточного минимума, составляет 17,8 млн человек. На самом деле граждан с такими доходами у нас в стране порядка 80 млн. Но Росстат за последние годы научился так виртуозно жонглировать цифрами и манипулировать статистикой, что мы теперь вынуждены читать такие “бравые” отчеты о “победах” над бедностью. Обидно только, что “победы” эти в основном на бумаге происходят”.
Однако пост в соцсети – это же не Великий пост перед Пасхой. Можно и смягчить. Через несколько часов текст был изменен, теперь он выглядит так: “Надо признать, что по поручению президента РФ Путина В.В. правительство во время пандемии осуществило масштабные программы поддержки работников и малого бизнеса. Президент РФ регулярно уделяет внимание поддержке пенсионеров и малообеспеченного населения. Но без кардинальной коррекции кредитно-денежной политики и создания условий для проектного финансирования страна не сможет сделать следующий шаг в борьбе с бедностью”.
Извиним Дерипаску за эту легкую и гибкую, как алюминий, правку текста накануне Послания Федеральному Собранию. Все под Богом и Президентом ходим. Тем более что и Росстат в борьбе с бедностью может быть полезен. Как раз в эти дни журналисты ждут публикации статистики медианных зарплат и доходов населения по итогам первого квартала.
Дело в том, что в этом году правительство впервые рискнуло или, лучше сказать, было вынуждено оторвать МРОТ от стоимости потребительской корзины – минимальный размер оплаты труда определяется теперь от уровня медианной зарплаты. Регионы вправе установить свой минимальный размер оплаты труда, но не ниже федерального.
Медианный показатель можно охарактеризовать так: 50% населения получает зарплату (или доход) выше медианного, и 50% получает зарплату (доход) ниже медианного. Методика радикально отличается от расчета так называемой средней зарплаты – чисто арифметической иллюзии “единства пролетариев и работодателей”. До сих пор Росстат рассчитывал медианный показатель только раз в два года (причем исключительно по выборке из крупных и средних предприятий) и, скорее, “для справки” – без социально значимых привязок.
В последний раз медианный показатель по регионам России определялся в 2019 году (считается, что он сохранял свою актуальность до конца прошлого года). Так вот, тогдашний медианный доход в Кузбассе весьма существенно отличался от среднедушевого дохода, рассчитанного по простейшей формуле “все поделить на всех”, справедливой разве что для советского периода с его относительно равным и ровным уровнем жизни. Судите сами: если среднедушевой месячный доход среднеарифметического кузбассовца в 2019 году исчислялся суммой в 24 886,1 руб., то медианный был намного ниже – 20 299,5 руб.
Тогда эта цифирь была мало кем замечена в куче выкладок. Но, как знать, возможно, теперь она станет основой для реального пересмотра хотя бы пресловутых социальных минимумов. А то, что эти “две большие разницы” сохранились до нынешнего года или даже еще больше выпирают диспропорциями в социальной политике, вряд ли вызывает у кого сомнение.
Александр Ходос