Однажды я задался вопросом:
Может ли революция означать полное, глубочайшее, во всех без исключения сферах и направлениях обновление общества,
такое, что после революции ничего старого уже не осталось, - мир стал новым полностью, "как с иголочки"?
И, если революция не обновляет мир "с иголочки", то есть ли тогда смысл делать революцию, становиться участником революции?
И насколько глубоко изменения в отношениях собственности могут изменить мир?
И я для себя ответил так:
Да, революция кардинальным образом меняет отношения собственности, политическую, юридическую и другие надстройки.
Изменения в главной цепи, в главных звеньях ведут по цепной реакции ко множеству производных изменений.
Мир действительно кардинальным образом меняется.
Но не во всём. Остаются ещё многие и многие бастионы старого.
И прежде всего - это сам человек, это его привычки, сознание, уровень культуры, проблематика...
Революция создаёт только условия, предпосылки, возможности, перспективу, потенциал для дальнейшего развёртывания.
Но препятствуют этому развёртыванию очень много вещей.
И нельзя сказать, чтобы эти процессы могли происходить автоматически, с наперёд предрешённым положительным исходом борьбы.
Препятствие - это, во-первых, сам человек как материальный носитель определённого достигнутого уровня развития своих сущностных сил.
Представим себе, что произошла революция, рабочие во главе своей партии захватили власть, принимаются неслыханные ранее декреты, проводится невозможная ранее политика.
Т.е. мы можем сказать, что благодаря революции стало возможным то-то и то-то.
Но до полного социализма и коммунизма ещё очень и очень далеко. Сама действительность ещё не стала автоматически лучше.
Правда, завоёваны очень многие позиции.
Но завоевание позиций - это только ещё предпосылка дальнейшего прогресса. До плодов той севбы, что посеяла революция, ещё далеко, плоды ещё не развились, не созрели.
Необходимы время и работа.
Какая работа, на что она должна быть направлена?
С моей точки зрения, после революции (как и вообще после любого социального сдвига) борьба Добра и Зла не прекращается, она продолжается, но только на другом основании, на новом, более высоком уровне, в новых формах, с новыми персонажами Добра и Зла.
С достигнутой вершины открываются новые, невиданные ранее горизонты, встают новые задачи.
И совсем ещё не обязательно, что битва Добра и Зла на новых высотах обязательно закончится победой Добра, как это было на предыдущем уровне.
Каждая победа Добра - это движение ввысь, ещё на одну ступеньку вверх. Каждая победа Зла - это движение вспять, вниз, к тому, которое "мы уже проходили".
Итак, поскольку на новом, высшем уровне встают новые задачи, то участники истории оказываются часто к ним просто неготовыми. Они часто не могут удержать достаточно долго достигнутую высоту.
Вся История, поэтому состоит из периодов - рывков вперёд и периодов отхода назад.
Добро и Зло имеют нескончаемое множество аспектов, сторон.
Весь мир - это есть объективная реальность,
каждую секунду на планете Земля происходят миллиарды событий.
Миллиарды индивидуальных судеб людей переплетаются между собой в самых немыслимых, замысловатых комбинациях.
Люди, человеческие отношения, общественные учреждения и институты (не учебные, а общественные!)... - (есть) материальные носители Добра и Зла.
Человек сам по себе - индивидуальность, единица, противостоящая всему окружающему миру.
Но человек в то же самое время есть частица этого мира, принадлежащая миру объективно,
и ей противостоят миллиарды других частиц
(которые тоже есть материальными носителями Добра и Зла).
И это всё не может измениться само собой "по щучьему велению и по моему хотению".
Нужно признать основания Зла,
нужно понять Зло глубоко, всесторонне.
Нужно понять то или иное явление не только со стороны Зла (т.е., что есть в нём плохого?),
но также и со стороны Добра (чем же это явление так привлекательно, в чём его сила, почему оно такое живучее?).
Если что-то имеет место в действительности, нужно искать корни, причины того, почему оно есть.
Оно может нам и не нравиться, мы можем быть возмущены. Но если мы построим свою политику только на наших симпатиях и антипатиях, на наших чувствах - мы не будем иметь успеха в своей борьбе со Злом. Мы не сможем искоренить Зла. Зло будет по-прежнему процветать и здравствовать.
Нет, мы должны научиться понимать, что
всякая победа над Злом (над тем или иным видом Зла) необходимо должна иметь свои предпосылки.
На пустом (не вспаханном, не засеянном) месте ничего не произрастает.
Кроме того, важно научиться понимать, что
со свершением революции отнюдь ещё не искореняются все виды Зла, всё Зло.
Думать так было бы величайшей наивностью.
Нельзя искоренить в один миг все, абсолютно все виды Зла.
Можно нанести удар только по основному Злу,
можно перекрыть наиболее важные каналы осуществления Зла,
такие каналы, чтобы Зло больше не плодило, не рождало новое Зло.
Но с оставшимся, уцелевшим Злом необходима особая, кропотливая работа.
Эта работа должна быть рассчитана на долгие и долгие годы борьбы,
на понимание,
на теоретическую и практическую подготовленность к ней.
Тут нужно будет проявить чудеса изобретательности, изворотливости, тактическую смекалку, хитрость.
Нужно будет даже "мириться" с отдельными видами Зла (приноравливаться к ним)
до тех пор, пока общество не созреет, не дорастёт до преодоления этих видов Зла,
пока не будут созданы, подготовлены условия победы, необходимые предпосылки победы и над этими чрезвычайно живучими видами Зла.
Отсюда ясно, что
до осуществления рая небесного на земле (или коммунизма) ой как ещё далеко и далеко.
Движение к лучшему миру, более справедливому, доброму, человечному - очень всё это непросто, трудно, тяжело.
Нужно ведь ещё постоянно помнить о том, что
Зло (как и Добро) материализовано в человеческих личностях, судьбах, отношениях...
и имеет миллиарды своих материальных носителей.
(А также миллиарды материальных носителей в виде книг, компьютерных игр, видеофильмов, порнографических журналов, лживых учебников по истории, буржуазная пресса, радио и телевидение, всевозможные шоу, денежные акции...)
К тому же, если учесть, что
у Зла (как и у Добра) есть тысячи и тысячи различных всяческих сторон, аспектов,
что далеко не всегда можно прямо разоблачить Зло, возможны парадоксы, противоречия, когда Добро превращается в свою противоположность - Зло, и, наоборот, Добро - в Зло,
что многие виды Зла и вовсе неочевидны, и даже маскируются под Добро, принимают личину Добра,
так что Зло имеет в объективной действительности своих прямых и косвенных, ярых и заблуждающихся защитников,
и борцы со Злом вполне могут быть дезориентированы,
что Зло порождает Зло, насилие порождает насилие,
что часто приходится выбирать не между Добром и Злом, а - меньшее из возможных Зол, и т.д., и т.п.,
- то мы ещё больше убеждаемся в громадной сложности движения, развития по пути Добра, Света и Разума, в наличии рифов, ловушек, западни на этом пути.
Но это развитие по пути Добра.., при всей его сложности, есть объективный процесс,
который не могут отменить никакие ошибки и заблуждения на этом пути,
процесс, осуществляющийся не столько благодаря ошибкам и заблуждениям, сколько вопреки им,
осуществляющийся через решение одних и возникновение на смену им других противоречий.
Процесс, который по сути своей просто не может не быть противоречивым (=не может быть простым, непротиворечивым).
Отсюда само собой напрашивается новое понимание сути, смысла, содержания того, что я бы назвал подлинной революционностью.
Поэтому
Быть коммунистом = быть проводником к коммунизму.
А поскольку коммунизм, его правильное строительство - дело архисложное, ...
то настоящие коммунисты - в данное время - явление редкостное, уникальное.
Быть коммунистом = обладать особой мудростью, особым видением перспективы развития и знания всех подводных рифов движения вперёд.
Это - как опытный проводник или шкипер на море, без искуства которого корабли либо сядут на мель, либо - о скалы вдребезги.