Некоторые хадисы, в которых передаётся то, что человек будет с тем, кого полюбил:
Передает имам Табари с хорошим иснадом от Али (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
ثلاث هن حق: لا يجعل الله من له سهم في الإسلام كمن لا سهم له، ولا يتولى اللهَ عبدٌ فيوليه غيره، ولا يحب رجل قوماً إلا حشر معهم
«(Есть) три вещи и (они являются) истиной: Аллах не сделает того, у которого есть доля в Исламе, подобным тому, у которого ее нет. И если раб примет Аллаха своим покровителем, Аллах не отдаст его под покровительство другого. И человек будет с теми, кого он полюбил» [Табари, «Муъджаму авсат», 6/293].
Также приводится в обоих «Сахихах»[Бухари №3688; Муслим №2639]:
أَنَّ رَجُلًا سَأَلَ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَنِ السَّاعَةِ ، فَقَالَ : مَتَى السَّاعَةُ ؟ قَالَ : وَمَاذَا أَعْدَدْتَ لَهَا ؟ قَالَ : لاَ شَيْءَ ، إِلَّا أَنِّي أُحِبُّ اللَّهَ وَرَسُولَهُ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، فَقَالَ : أَنْتَ مَعَ مَنْ أَحْبَبْتَ . قَالَ أَنَسٌ : فَمَا فَرِحْنَا بِشَيْءٍ فَرَحَنَا بِقَوْلِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : أَنْتَ مَعَ مَنْ أَحْبَبْتَ ، قَالَ أَنَسٌ : فَأَنَا أُحِبُّ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَأَبَا بَكْرٍ وَعُمَرَ ، وَأَرْجُو أَنْ أَكُونَ مَعَهُمْ بِحُبِّي إِيَّاهُمْ وَإِنْ لَمْ أَعْمَلْ بِمِثْلِ أَعْمَالِهِمْ ) .
Анас Ибн Малик сказал: «Пришёл мужчина к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и спросил: «О Посланник Аллаха, когда [наступит]Час?». Он сказал: «А что ты приготовил к нему?». Тот ответил: «Любовь к Аллаху и к Посланнику Его». Он сказал: «Ты будешь с теми, кого ты полюбил». Анас сказал: «Мы не радовались ничему больше, чем словам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Ты будешь вместе с теми, кого ты полюбил». Анас сказал: «Вот, и я тоже люблю Аллаха, а ещё Посланника Его, и Абу Бакра, и Умара, и надеюсь, что буду вместе с ними, хотя я и не имею такого багажа деяний, как у них».
Также передают от Абдуллы ибн Умара (да будет доволен им Аллах), сказавшего:
جاء رجل إلى النَّبي عليه السلام فقال: يا رسول اللَّه، كيف تقول في رجل أحبَّ قومًا، ولم يلحق بهم؟ فقال النَّبي صلى الله عليه وسلم: المرء مع من أحبَّ
«Пришёл мужчина к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и спросил: «Посланник Аллаха, что ты можешь сказать о мужчине, который полюбил народ, но не присоединился к нему?». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Человек вместе с тем, кого полюбил» [Муслим, №2640].
Комментарии
Сказал Ибн Баттал в комментариях на «Сахих Бухари»:
"فدلَّ هذا أنَّ من أحبَّ عبدًا في الله، فإنَّ الله جامع بينه وبينه في جنته ومُدخِله مُدخَله، وإن قصر عن عمله، وهذا معنى قوله: (ولم يلحق بهم). يعني في العمل والمنزلة،بيان هذا المعنى أنه لما كان المحب للصالحين إنما أحبهم من أجل طاعتهم لله ، وكانت المحبة عملا من أعمال القلوب ، واعتقادًا لها ، أثاب الله معتقد ذلك ثواب الصالحين ، إذ النية هي الأصل ، والعمل تابع لها ، والله يؤتي فضله من يشاء "
«Этот (хадис) указывает на то, что тот, кто полюбит человека ради Аллаха, Аллах соберет его вместе с ним в Раю, и он войдет туда, куда войдет тот, кого он полюбил и это является смыслом слов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) «но не присоединился к нему», то есть тот, кто не присоединился к нему в его степени и в его поклонениях. Разъяснение этого смысла в том, что если человек полюбит праведников из-за их повиновения, послушания Аллаху в то время, как любовь является деянием сердца и её убеждением, то Аллах вознаградит этого человека вознаграждениями праведников, так как намерение — это основа, а действия — последователи намерений, и Аллах вознаграждает кого захочет» [Шарх Ибн Батталь на «Сахих Бухари» 9/333].
Сказал имам Навави в комментарияхна «Сахих Муслим»:
فيه فضل حبِّ اللَّه ورسوله صلى اللَّه عليه وسلم والصَّالحين وأهل الخير الأحياء والأموات
«В этом хадисе есть (указание) на достоинство любви Всевышнего Аллаха, Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), праведников и хороших людей, будь они живые или мертвые» [Шарх сахих Муслим, 16/186].
Сказал Азим аль-Абади:
يعني من أحبَّ قومًا بالإخلاص يكون من زمرتهم، وإن لم يعمل عملهم؛ لثبوت التَّقارب بين قلوبهم، وربَّما تؤدِّي تلك المحبَّة إلى موافقتهم، وفيه حثٌّ على محبَّة الصُّلحاء والأخيار، رجاء اللِّحاق بهم والخلاص من النَّار
«Тот, кто искренне полюбит кого-то, то он будет из их числа, если даже он и не совершал те деяния, которые совершали они, потому что установлена близость между их сердцами и иногда эта любовь приводит человека к соответствию им. В этом хадисе (также) есть побуждение к любви праведникам и добрым, хорошим людям, с надеждой присоединиться к ним в спасении от Ада».
Говорит ибн Хаджар аль-Хайтами о большом грехе — любить нечестивцев и ненавидеть праведников:
عد هذين كبيرة هو ما دلت عليه الأحاديث الصحيحة : ( المرء مع من أحب ) وله وجه ، إذ الفرض أنه أحب الفاسقين لفسقهم ، وأبغض الصالحين لصلاحهم ، وظاهر أن محبة الفسق كبيرة كفعله ، وكذا بغض الصالحين ؛ لأن حب أولئك الفاسقين وبغض الصالحين يدل على انفكاك ربقة الإسلام وعلى بغضه ، وبغض الإسلام كفر ، فما يؤدي إليه ينبغي أن يكون كبيرة
«Эти оба действа посчитали большими грехами из-за того, что на это указывают достоверные хадисы, такие как: «Человек вместе с тем, кого полюбил», — потому что из этого понимается, что он полюбил нечестивцев из-за их фискъа и ненавидит праведников из-за их праведности. И явное — это то, что любовь ко греху (фискъу) — это большой грех, как и само совершение этого греха; также и ненависть к праведникам. Потому что любовь к этим нечестивцам и ненависть к праведникам указывают на развязывание петли Ислама и на ненависть к Исламу, а ненависть к Исламу является неверием. Следовательно, то что приводит к неверию является большим грехом» [«Заваджир», 1/184 ].
Заркани (да смилуется над ним Аллах) сказал:
" المرء مع من أحب في الجنة بحسن نيته من غير زيادة عمل ؛ لأنّ محبته لهم لطاعتهم ، والمحبة من أفعال القلوب ، فأثيب على ما اعتقده ؛ لأن الأصل النية ، والعمل تابع لها ، ولا يلزم من المعية استواء الدرجات ، بل ترفع الحجب حتى تحصل الرؤية والمشاهدة ، وكلٌّ في درجته.
«Человек с тем кого он любит», то есть (он будет с ним) в Раю за его хорошее намерение, без деяний в добавок к нему, поскольку его любовь к ним — из-за подчинения их Всевышнему, а любовь является деянием сердца, и он получит воздаяние в соответствии с его убеждениям, поскольку намерение является основой, а деяния уже следуют за ним. И из того что они будут вместе, не вытекает равенство в степенях. Напротив, убираются преграды, так, чтобы он видел того, кого полюбил, хотя каждый из них и будет находиться в своих степенях».
وقال السخاوي : قال بعض العلماء : ومعنى الحديث أنه إذا أحبَّهم عمل بمثل أعمالهم ، قال الحسن البصري : من أحبَّ قومًا اتبع آثارهم ، واعلم أنك لن تلحق بالأخيار حتى تتبع آثارهم ، فتأخذ بهديهم ، وتقتدي بسنتهم ، وتصبح وتمسي على مناهجهم ، حرصًا أن تكون منهم " انتهى من " شرح الزرقاني على المواهب اللدنية بالمنح المحمدية "
Сказал Сахави: «Сказали некоторые ученые: смысл хадиса в том, что когда он полюбит их, будет совершать деяния, подобные их деяниям. Сказал Хасан уль-Басри: «Тот, кто полюбил какую-то группу, последует их деяниям; и знай, что тебя никогда не причислят к превосходным, пока ты не последуешь их деяниям и, взяв их за руки, не последуешь их пути и утром, и вечером, и не будешь на их манхадже (пути), сильно желая быть одним из них» [Шарх Заркани, 5/304].
Говорит Абу Хамид аль-Газали, да смилуется над ним Аллах:
قال الحسن : يا ابن آدم ! لا يغرنك قول من يقول : ( المرء مع من أحب ) فإنك لن تلحق الأبرار إلا بأعمالهم ، فإن اليهود والنصارى يحبون أنبياءهم وليسوا معهم ، وهذه إشارة إلى أن مجرد ذلك ، من غير موافقة في بعض الأعمال ، أو كلها : لا ينفع
«Сказал Хасан аль-Басри: «О сын Адама! Пусть тебя не обманывают слова тех, кто говорит: «Человек будет с тем кого он любит», — так как ты не будешь (не сойдешься) с праведными людьми не иначе, как совершением таких же дел, какие были у них. Ведь иудеи и христиане тоже любят своих Пророков, однако они не будут с ними».
В этом есть указание на то, что одно лишь это (любовь к праведникам) без соответствия им в некоторых делах (поступках) или во всех делах, не дает пользу» [«Ихъяу улюма Ддин», 2/160].
Источник
Опубликовано (по всем вопросам): muslimlife.info
Мы в соцсетях:
Facebook
Telegram
Instagram
Youtube
VK
Разъяснение хадиса «Человек вместе с тем, кого полюбил...»
23 апреля 202123 апр 2021
3
6 мин