Найти в Дзене
tripadvancer

Хлопковое поле

Хлопковое поле с одной стороны, хлопковое поле с другой и везде куда не кинь взгляд, кругом, словно снег на кустиках, растет хлопок.

Pixabay License
Pixabay License

Район хлопка Пахта Арал. Там я провела всего два месяца, когда ещё была молодой девчонкой, студенткой. Но помнить буду это всю свою жизнь.

Наша группа ехала на поезде почти два дня. Не зная, что это такое, никогда не видели даже как он растет. Два дня дурачились, играли в карты, читали книжки и пели песни. Когда объявили нашу станцию весело высыпали на перрон. Поезд покатил дальше.

Руководители собрал нас в кучку. Машина не приехала за нами. Уже день клонился к вечеру. Прождали часа два, наконец-то прислали автобус. Приехали в поселок. Нас разместили в местной школе. Прямо в классах вынесены были парты и разложены матрасы. Девочки в одном классе, мальчики в другом. Руководители в третьем. Нам дали сухой паек, принесли в ведре сладкий чай на всех. Это был наш ужин. Мы были молоды, и мы не унывали.

Вечером нас собрали в коридоре на собрание. Решили, что нужно выбрать двух девочек и одного мальчика для работы на кухне.

Девочки должны еду готовить, а мальчик приносить воду и рубить дрова, топить печку. Так как кухня у нас будет прямо на поле. Выбрали желающих.

Руководители скомандовали: «Спать, завтра подъем в 6 утра. А на кухню в 5 утра, чтобы успели приготовить завтрак». Мы поняли, что свободы может и не быть. Дисциплина требовалась прежде всего. Делать нечего, спать так спать.

Утром только забрезжил рассвет, руководитель постучал в дверь так громко, что все соскочили. Быстро умылись во дворе. На улице были прибиты рукомойники на перекладину.

Автобус подъехал, и мы поехали на поле. Кухня была в виде навеса и под ней стояла кирпичная печь. Утро было холодным. На траве густая роса. Хорошо, что все мы были обуты в резиновые сапоги.

Девчонки, наши кухарки, согрели нам чай и наделали бутербродов. Мягкий белый хлеб с натуральным сливочным маслом. Как же это было вкусно!

До поля шли пешком. На поле местный бригадир, узбек, выдал нам фартуки длинные до самой земли. Показали, как их завязать, приподнимая нижние края и завязывая их на поясе. Таким образом получался большой карман на животе. В него нужно складывать хлопок.

Фото из интернета
Фото из интернета

Уборка хлопка была вторичная, так как первичную уборку убирали специальные комбайны. А кусочки хлопка, что остались на коробочках, нужно собирать руками и складывать себе в этот карман. Мы воодушевлённые приступили к работе. Нам дали каждому по рядочку и вперёд.

Через пару часов наш энтузиазм быстро куда-то делся. Кусты оказались очень колючими. Пушинки надо было собирать тщательно, чтобы за тобой были голые кустики. Приходилось ещё и наклоняться, так как кустики были высотой ниже пояса. Колючие кусты царапали руки. Проработав пару часов, мы поняли, что это очень трудная работа.

Началась невыносимая жара. Солнце пекло. Нужно было работать быстро, так чтобы к вечеру сделать план. Когда набивался полный карман, размером как целый мешок, он мешал работать. Наклоняться становилось тяжело. Приходилось идти в определенное место и выкладывать его в мешки и взвешивать на весах. Так каждому записывали, кто за день сколько соберёт.

В обед уже не было сил. Если поле было возле кухни, то на обед шли пешком. Если поле было далеко, то обед привозили на поле. Какой же вкусный суп мы ели прямо сидя на земле из железных мисок.

А какой вкусный хлеб. Высокие белые буханки. И запах настоящего домашнего хлеба как у мамы из русской печи. Этот хлеб пекли узбечки в местной пекарне.

Pixabay License
Pixabay License

А какие мы там ели арбузы. Таких я больше не ела нигде и никогда. Мы на поле его разбивали об коленку и ели прямо руками отламывая куски. Он был сахаристым, даже искрился на солнце до боли в глазах. Сок был таким сладким, что и мёд не надо. Он тек по рукам, сквозь пальцы. Но мы ели, не обращая на эти мелочи никакого внимания.

Арбузы мы находили прямо на участках рядом с хлопковым полем. Урожай арбузов к тому времени уже был собран, но кое-где видимо оставались ещё не убранными. Местное начальство нас не ругало за то, что мы рвали арбузы.

Вот так и тяжело, конечно, нам было, но и есть, что и вспомнить и посмеяться.

Вечером к нам в комнату заглядывали наши ребята. Дурачились, играли в карты. Однажды принесли огромного паука в банке. Никому не показали, а тихонечко поставили за моей спиной.

Как я уже говорила, спали мы на матрасах прямо на полу. Я сидела на своем и заштопывала свой халат. Так как об колючие кусты они очень быстро рвались.

Я, ничего не подозревая, поворачиваюсь назад и от ужаса улетела, даже сама не поняла каким образом, в противоположный угол класса. Ох и смеялись все. Но мне, конечно, совсем не до смеха было.

Мыться мы ходили один раз в неделю в местную баню. Шли долго. Через весь поселок. Любили смотреть, как живут люди в этих краях.

Некоторые дома и дворы были очень богатыми. У них даже фонтанчики были во дворе. Дома красивые и большие. Но таких было не много. А были и победнее, более простых рабочих. Ребята узбеки поглядывали на нас и перешептывались, но подходить знакомиться не решались.

По окончании уборочного сезона, нас похвалили и зарплату каждый получил. Целых 70 рублей. Тогда это была почти месячная зарплата взрослых.

Когда мы вернулись домой, в городе уже была поздняя осень и летел снег.

Друзья спасибо,что были со мной до конца. Если понравилось ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал.