Если Вы думаете, что первым международным рок-фестивалем в нашей стране был Московский Музыкальный Фестиваль Мира (Moscow Music Peace Festival) 1989-го года, то Вы ошибаетесь. Потому что годом ранее в Москве состоялся другой международный рок-фестиваль, который назывался "ZNAЙ SOSEDA !".
Фестиваль "Знай Соседа!", или как было написано на баннере над сценой фестиваля - "ZNAЙ SOSEDA !", проходил в Москве, в Зелёном Театре Парка Горького, с 4 по 10 июля 1988 года.
Справедливости ради надо отметить, что "Знай Соседа!" не был таким масштабным и представительным, как Moscow Music Peace Festival и в нём не принимали участие всемирно-известные зарубежные рок-звёзды.
Фестиваль "Знай Соседа!" был организован Московской Рок-лабораторией. В нем приняли участие отечественные группы «Нюанс», «Вежливый Отказ», «Чёрный Обелиск», «Э.С.Т.», «Мафия», «Тупые», «Алиби», а также две финские рок-группы: «Sielun Veljet» и «Zero Nine».
Участие зарубежных рок-групп в мероприятиях Московской Рок-Лаборатории было вполне обычным делом в то время.
В апреле 1988 года Рок-Лаборатория организовала и провела в московской Олимпийской Деревне концерт с участием отечественных групп «Вежливый Отказ», «Окно», «Встреча на Эльбе», «Квартал», «Примадонна», «Удав» и зарубежной команды «Мун Джем».
А 27 июня того же года по инициативе всё той же Московской Рок-Лаборатории в концертном зале Олимпийской Деревни прошёл концерт, в котором приняли участие исключительно голландские рок-группы.
Концерты фестиваля «Знай Соседа» шли в течение шести дней.
Отечественные группы выступили уверенно и драйвово.
Трибуны Зелёного Театра, где проходил фестиваль "Знай Соседа!" не были заполнены полностью, но те, кто пришёл на концерты, не пожалел об этом. Мероприятие получилось интересным!
Я очень много ждал от выступления «Чёрного Обелиска», но его выступление ничем особым не запомнилось. Возможно, Крупнов мысленно уже был в группе «Шах», в составе которого выступил менее, чем через месяц.
А вот группа «Э.С.Т.» выступила, как всегда здорово! И в конце её выступления, под песню «Катюша» благодарная публика на плечах пронесла Жана Сагадеева по зрительному залу.
Самым динамичным среди наших команд было выступление группы «Нюанс». У неё всё было, как обычно. Сергей Титовец от души колошматил по своим барабанам и тарелкам! Басист Николай Горенко играя, кружился по сцене и корчил адские рожи! Павел Титовец играл на гитаре и пел в мыслимых и немыслимах позах: стоя, лёжа и вверх ногами! А Андрей Шмыгов, наигравшись на клавишных и вдоволь напрыгавшись, схватил Павла Титовца за волосы и стал возить его лицом по струнам гитары! Шмыгов проделывал эту "процедуру" с Титовцом на каждом концерте.
Финская группа «Sielun Veljet» выступила весело, задорно и драйвово! От сцены, через оркестровую яму к зрительному залу был перекинут деревянный мостик. Музыканты то и дело спускались по нему к публике. Они не только отменно играли, но и изо всех сил старались наладить контакт со зрителями.
Из всех участников фестиваля "Знай Соседа" самое сильное впечатление произвела на меня финскаягруппа"Zero Nine". Она была самым настоящим хедлайнером!
Как известно, «встречают по одёжке». Сейчас мне кажется, что во внешнем облике "Zero Nine" не было ничего особенного. Но в 1988 году сценический имидж этой группы мне показался просто ошеломляющим, во всяком случае, по сравнению с нашими командами.
Что касается музыки, то тут тоже все было в полном порядке! Группа играла динамично и гармонично, гладко и сладко! Всё безупречно и на своих местах, включая великолепного вокалиста Kepa Salmirinne. Не удивительно, что в свое время группой заинтересовался Ian Gillan вокалист группы Deep Purple, да так сильно, что вызвался продюсировать один из альбомов группы "Zero Nine".
P.S.
После выступления группы «Нюанс» я сидел в её гримёрке и слышал любопытный диалог между Андреем Шмыговым и Павлом Титовцом. Он касался той части выступления, когда Шмыгов возил Титовца лицом по струнам гитары.
- Не сильно я тебя сегодня приложил? - спросил Шмыгов.
- Да не, всё нормально, - ответил Титовец.
- А вот интересно, когда я тебя лицом по струнам вожу, о чём ты думаешь? - продолжал интересоваться Шмыгов.
- Ну, сегодня я думал, успею ли после концерта в хозяйственный магазин до его закрытия? - задумчиво сказал Титовец.
- А зачем тебе нужно в хозяйственный магазин? - удивился Шмыгов.
- Ацетон купить, - коротко ответил Титовец.
- А причём тут ацетон? - ещё больше удивился Шмыгов.
- Видишь ли, лицо моё покрыто гримом. Когда ты возишь меня по струнам, на них остаётся грим. Я его потом ацетоном удаляю. А ацетон у меня закончился. Вот я сегодня и думал, успею ли после концерта в хозяйственный магазин до того, как он закроется, чтобы ацетон купить.
Вот такие любопытные и совсем немузыкальные речи можно порой услышать в гримёрке от музыкантов.
Текст и фото: Михаил Грушин.
Мои статьи про группы Московской Рок-Лаборатории
Хроника Московской Рок-Лаборатории. Группа «Пого».
Группа «Э.С.Т.». История одной фотосъёмки 1989 года.
Виктор Троегубов в истории о моей первой фотосъёмке для журнала “Сдвиг”.
Пётр Мамонов. История одной фотографии 1989 года.
Концерт групп “Тупые” и “Нюанс” 4 июня 1988 года.
Группа “Оптимальный Вариант”. 1988 год.
Концерт групп "Вежливый Отказ", "Ва-Банкъ" и "Нюанс" в ДК МАИ в марте 1988 года.