Найти в Дзене

"Спортивная". 7 линия метро. Амбиции есть, кондиции нет.

Краткое описание Станция метро Спортивная находится рядом с тремя спортивными объектами города – стадионом «Петровский», дворцом спорта «Юбилейный» и Дворцом спорта СКА. Она входит в состав Фрунзенско-Приморской линии (5 линии), расположена между станциями «Адмиралтейская» и «Чкаловская». Была открыта 15 сентября 1997 года. История создания В 1985 году было принято решение продлить участок метрополитена от станции Садовая до Комендантского проспекта. Спортивная, которая по проекту шла за Университетской, должна была стать пересадочной станцией на Кольцевую линию. Но из-за сложной экономической ситуации в стране строительство остановилось. Станция Университетская была вычеркнута из плана, а в районе Тучкова моста на Васильевском острове было запланировано строительство второго вестибюля станции Спортивная. Однако из-за недостатка средств в 1991 году были прекращены все работы Метростроя и до 1997 года новые станции не открывались. Название Именоваться Спортивной станция стала не сразу.
Оглавление

Краткое описание

Станция метро Спортивная находится рядом с тремя спортивными объектами города – стадионом «Петровский», дворцом спорта «Юбилейный» и Дворцом спорта СКА. Она входит в состав Фрунзенско-Приморской линии (5 линии), расположена между станциями «Адмиралтейская» и «Чкаловская». Была открыта 15 сентября 1997 года.

План станции.
План станции.

История создания

В 1985 году было принято решение продлить участок метрополитена от станции Садовая до Комендантского проспекта. Спортивная, которая по проекту шла за Университетской, должна была стать пересадочной станцией на Кольцевую линию. Но из-за сложной экономической ситуации в стране строительство остановилось. Станция Университетская была вычеркнута из плана, а в районе Тучкова моста на Васильевском острове было запланировано строительство второго вестибюля станции Спортивная. Однако из-за недостатка средств в 1991 году были прекращены все работы Метростроя и до 1997 года новые станции не открывались.

Название

Именоваться Спортивной станция стала не сразу. В 1992 году было принято решение переименовать строящийся объект в «Тучков мост».

В XVIII веке на этом месте располагались склады для хранения пеньки. Тучковым буяном называли островок, где находилось здание склада, который в народе назывался дворцом Бирона. Тучков буян получил название по имени Авраама Тучкова, который построил первый мост, соединивший Васильевский остров с Петроградским.

Здание Тучкова буяна.
Здание Тучкова буяна.

В 1996 году Санкт-Петербург был среди городов претендентов на проведение Олимпиады в 2004 году. В связи с этим строящуюся станцию «Тучков мост» решили назвать «Олимпийской», а оформление вестибюлей посвятить Греции и Олимпийским играм. После того как Петербург отсеялся, станцию назвали Спортивной.

Тучков мост.
Тучков мост.

Особенность конструкции

Станция метро Спортивная рассчитана на приём одновременно четырёх составов поездов. Двухъярусная односводчатая конструкция была применена впервые в мире. Она находится на глубине 64 метра.

Вид со 2 яруса на 1.
Вид со 2 яруса на 1.

Перейти с одного яруса на другой можно с помощью шести небольших эскалаторов с высотой подъёма 6.6 метров. Сегодня работает только три эскалатора, а на каждом ярусе используется один из двух путей. В верхний зал прибывают поезда, следующие до Комендантского проспекта, в нижний зал – до станции Международная.

Верхний и нижний ярусы

Верхний односводчатый зал выполнен в светлых тонах. В качестве отделки архитекторы использовали итальянский белый мрамор и серый полированный гранит. Над путями установлены светильники в виде олимпийских факелов.

Светильники над путями.
Светильники над путями.

В торцевой стене размещён сокращённый вариант «Оды Спорта» Пьера де Кубертена.

Ода спорту.
Ода спорту.

На стенах установлены небольшие мозаичные панно с профилями участников первых олимпиад в Древней Греции.

Нижний ярус, оформление стен.
Нижний ярус, оформление стен.

На торцевой стене нижнего яруса так же находится мозаичное панно. Стилизованное под античный стиль, оно изображает бегунов. Помимо спортсменов на картине изображён ангел Гавриил с трубой. В противоположном торце находится вход в пешеходный тоннель, ведущий к выходу на Васильевский остров.

Мозаичное панно.
Мозаичное панно.

Северный вестибюль

Наземного вестибюля у станции Спортивной нет, поэтому войти можно только через подземные переходы. Один находится на пересечении проспекта Добролюбова и Большого проспекта Петроградской стороны, другой – на пересечении набережной Макарова и Кадетской и 1-й линии на Васильевском острове.

Вход на станцию на проспекте Добролюбова.
Вход на станцию на проспекте Добролюбова.

Художественное оформление первого перехода, который был открыт вместе со станцией в 1997 году, посвящено истории спорта и олимпийскому движению. Украшением верхнего вестибюля служит яркое мозаичное панно Олимпийский огонь. В центре композиции изображён Зевс, который держит факел с олимпийским огнём. Слева от него древнегреческие боги, среди которых Афина, Аполлон и Нептун. Справа – спортсмены и простые горожане.

Олимпийский огонь.
Олимпийский огонь.

Над эскалатором установлены светильники, имитирующие древнегреческие факелы.

Древнегреческие факелы. Ну почти.
Древнегреческие факелы. Ну почти.

Южный вестибюль

Второй выход на станции планировался ещё на начальной стадии строительства, но подготовка к возведению вестибюля началась только в 2010 году. Строительство тоннеля, наклонного хода, вестибюля и траволатора закончилось в 2015 году. Новый выход станции Спортивная был торжественно открыт в День Города – 27 мая.

Вход на станцию.
Вход на станцию.

Здесь размещены горизонтальные траволаторы, которые поднимают пассажиров глубины. Благодаря небольшому углу наклона этот перепад не чувствуется.

Во время подготовки проекта второго выхода архитекторы Александр Константинов и Валерий Хильченко рассматривали несколько вариантов его расположения. Выбор пал на площадь перед Тучковым мостом.

Стена в зале.
Стена в зале.

Метростроителям пришлось преодолеть немало трудностей. Чтобы полностью не перекрывать движение транспорта, строительная площадка перемещалась с одного места на другое семь раз. В процессе работы в грунте обнаружилось большое количество старых деревянных свай, остатки кирпичной кладки и гранитные укрепления. Это существенно осложняло разработку грунта, который помимо прочего омывался водами Малой Невы.

Художественное оформление вестибюля продолжает тему спорта. Полукруглая торцевая стена в аванзале украшена барельефом с абстрактной композицией.

Наклонный ход венчает мозаичное панно, на котором изображены двенадцать олимпийских богов.

Мозаичное панно.
Мозаичное панно.

7 Линия

Седьмая линия Петербургского метрополитена, также известная как Кольцевая - планируемая к постройке замкнутая линия метро, которая должна связать пересадками радиальные линии, разгрузив центральные пересадочные узлы. Её проектирование началось в конце 1950-х годов: варианты трассировки постоянно менялись, но общая концепция сохранялась. Строительство станций и перегонных тоннелей самой линии до сих пор не начиналось, но косвенно к готовым объектам Кольцевой линии можно отнести «Спортивная»: две из её четырёх платформ относятся к действующей пятой линии, а две — к будущей Кольцевой. Сроки начала строительства первого участка линии - 2023 - 2028 годы.

Примерное расположение станций Кольцевой линии.
Примерное расположение станций Кольцевой линии.

Строительство перегонных тоннелей и станций, относящихся непосредственно к линии, до сих пор не начиналось. Первый пусковой участок линии, от станции «Большой проспект» до станции «Лесная», намечено построить в 2028 - 2030 годах.

В 2018 году начались предпроектные работы по Кольцевой линии метрополитена

Интересные факты

В проекте станции через отверстия с нижнего яруса на верхний должны были проходить мачты со скульптурами древнегреческой богини Ники, бегуна и пловца. Сегодня на их месте установлены торшеры в виде факелов.

Торшер в виде факела.
Торшер в виде факела.

В период навигации между станциями Спортивная и Адмиралтейская ходит ночной поезд.