Всем привет!
Буквально только что, в очередной раз наткнулся в сети на спор – про колхозное «рабство». Один кричит, что жрать было нечего и про то, что колхозник был в пожизненной кабале без права выезда, а второй в обратном ключе. Чем у них закончилось, я так и не дочитал, но они уже дошли до обсуждения в духе «есть ли жизнь на Марсе?».
Не выдержала душа, решил высказать свое мнение. Забегая вперед, отвечу на ключевой вопрос, я 1977 года рождения, выводы делайте сами. Возможно, кто-то скажет – «пацан-мальчишка, жизни не видел», возможно, вы и правы, возразить мне нечего, кроме воспоминаний о счастливом советском детстве. С бесплатной медициной и образованием, с пионерскими лагерями, с трудовой отработкой в период каникул. На закате своего существования колхоз открыл кафе-мороженное, где мы объедались холодным лакомством за копейки. Споры, переходящие в драки на школьных переменах были не из-за постов в соцсетях, а из-за места штурвального у конкретного комбайнера.
Мы гордились результатами собственного труда, а не количеством лайков. Деревья, посаженные на берегу Волги мной, в том числе, до сих пор радуют рыбаков и туристов, а где будут ваши лайки и посты через 20-30 лет?
Ну, это я отвлекся от темы. Что там про голод? Наверное, сады и огороды спасали? Отчасти, излишки продавались на городских рынках или сдавались в заготконтору, копейка и сейчас лишней не бывает. Держали коров и свиней, благо корма были недорогие, либо банально «халявные». В любом случае, всегда можно было выписать с колхозного склада и мясо, и сливочное масло, и комбикорм для скотины.
Пожалуй, пора переходить к нашим крепостным, а как еще называть бедных колхозников, лишенных возможности покинуть постылую деревню? Я тут было подумал, что и правда после Великой Отечественной колхозников в кабале держали, чтоб по городам не разбежались. Да вспомнил бабушку и восемь ее сестер и братьев, что уже в начале пятидесятых из родного колхоза начали разлетаться по городам и весям необъятного Союза, не все сразу конечно, а по мере взросления.
Уверен, что найдутся желающие оспорить этот факт, да ради бога, у меня еще в запасе бабушка с дедом жены есть, эти почти сразу после войны переехали, а потом еще раз, и жили совсем в другом регионе.
Так что не верю я в «крепостных колхозников», возможно и были где перегибы, но не более. Так, например, заставшие времена кукурузника, костерят его на все лады, доброго слова я не слышал.
На этом, пожалуй, и закончу. На всякий случай отмечу, при всей моей любви к тем временам, я прекрасно понимаю, что они уже никогда не вернуться. Нельзя жить прошлым, нужно идти вперед! Но так хочется, что бы и в нашем времени сохранилось все хорошее оттуда.