Сегодня хочу уйти от традиционной риторики: вместо оценки общественно значимых событий предлагаю профессиональный короткий комментарий к роману французского писателя. Фредерик Стендаль о великой и трагической любви, о карьере, о настоящих и фальшивых ценностях.
Итак, роман «Красное и черное».
Главный герой - Жюльен Сорель - талантливый и очень умный молодой человек, сын плотника, который стремится сделать карьеру. При этом важно понимать, что карьера для него не вопрос тщеславия, а способ самоосуществления. Он действительно незаурядная личность. В его честолюбии - и живость ума, и мужество, и душевная сила.
Его история - это история человека, который мечтает «завоевать» Париж.
Однако события происходят в 30-е годы 19 века, в эпоху Реставрации, когда все возможности были сосредоточены в руках аристократии. Таким, как Сорель, места не было.
И вот Жюльен пытается использовать женщин для достижения своих честолюбивых замыслов.
В романе очень большую роль играют две женщины.
Первая — это госпожа де Реналь. Она жена верьерского мэра. И свою карьеру Сорель начал как гувернер в доме Реналя. Здесь завязывается любовь между молодым гувернером и хозяйкой дома. И поначалу Жюльену кажется, что его чувство обусловлено только тем, что он сумел покорить женщину богатую, красивую и принадлежащую дворянскому сословию.
Действительно, госпожа де Реналь замечательная: красивая, добрая, чувствительная. Душевно развитая. По отношению к Сорелю, который ее значительно моложе, она, в том числе, выполняет материнские функции.
А между тем, в Париже появилась другая женщина — совсем не похожая на госпожу де Реналь, ее противоположность. Это дочь маркиза де ла Моль, Матильда. Очень гордое, чрезвычайно взбалмошное существо, полное всяких капризов. В ее любви есть все: аффектация, надрыв, страдание…
И вот начинается трижды мучительный для Сореля роман с Матильдой. Матильда мучит его всякого рода неожиданностями, переменами, неясностями, недоговоренностями. Матильда – великая мучительница, виртуоз по этой части.
Роман между Сорелем и Матильдой — очень характерный для новой литературы роман. Это так называемая злая любовь.
Вообще, Стендаль — психолог, великий мастер психологического романа. И в этом психологическом романе происходит поворот.
Поворот состоит в том, что с какой-то минуты Сорель понимает, что его карьера — это не самоосуществление, а потеря самого себя. Он начинает понимать, что каждый его успех — это, по сути дела, поражение. Потому что надуманные чувства победили настоящие.
Ему самому вскоре становится очевидно, что он никогда не любил Матильду де ла Моль. Она ему была нужна как орудие успеха, и только.
И вот запрятанные глубоко настоящие чувства, живые эмоции вырываются наружу и опрокидывают все расчеты. Он узнает, что госпожа де Реналь как будто бы написала компрометирующее его письмо, и, охваченный негодованием, скачет в Верьер и стреляет в госпожу де Реналь. И вот здесь всякий расчет кончается. Тут заговорила его душевная жизнь.
Когда Жюльен сидит в тюрьме, он начинает понимать, что единственное существо, которое он любил, — это госпожа де Реналь, и что наименее нужный ему в мире человек — это Матильда де ла Моль.
И, главное, Сорель понимает, что самим собой он мог быть только тогда, когда его карьера в Верьере только началась, когда он гувернерствовал в доме мэра, господина де Реналя.
Но возвращение к прошлому уже невозможно.
О финале писать не стану, чтобы сохранить интригу)).