Найти тему
Остановите пленку

"Место встречи изменить нельзя": интересные факты о Владимире Высоцком и создании фильма

Здравствуйте!

В ноябре 1979 года на советском телевидении состоялась премьера 5-серийного фильма "Место встречи изменить нельзя". Когда начиналась очередная серия, все бежали домой к телевизору и улицы городов по всей стране пустели, как будто был объявлен комендантский час.

С детства люблю этот фильм и очень уважаю творчество Владимира Высоцкого, поэтому мне стало интересно собрать всю информацию об истории создания легендарной картины. Из интервью режиссёра Станислава Говорухина разных лет, воспоминаний авторов сценария братьев Вайнеров и артистов, снимавшихся в фильме, собрала вместе разные факты, показавшиеся мне интересными.

Глеб Жеглов (Владимир Высоцкий) - кадр из фильма
Глеб Жеглов (Владимир Высоцкий) - кадр из фильма
  • Идея снять фильм по роману Аркадия и Георгия Вайнеров "Эра милосердия" принадлежала Владимиру Высоцкому. Это он предложил Вайнерам написать сценарий по роману, а Говорухину снять фильм. Поэтому на роль Глеба Жеглова изначально рассматривался только Высоцкий - ни Говорухин ни Вайнеры не рассматривали всерьёз другие кандидатуры. Даже сценарий писался именно под Владимира Семёновича, по книге Жеглов был высоким широкоплечим красавцем.
  • Картина была малобюджетной и в начале съёмочного процесса ставка Владимира Высоцкого, не имевшего званий и государственных наград, была 13 рублей, а ставка Конкина как заслуженного артиста Украинской ССР была 52 рубля. И лишь ближе к концу съёмок справедливость была восстановлена, ставка Высоцкого повышена до 50 рублей, но всё равно за участие в картине он получил меньше Конкина.
  • На съёмках "Места встречи..." Высоцкий впервые попробовал себя в качестве режиссёра. Говорухину нужно было отъехать ненадолго по неотложным делам, а время, отведённое на съемки картины, поджимало и он предложил актёру подменить его на площадке. Высоцкий с радостью согласился и как режиссёр отснял 400 метров плёнки, что примерно равно 13 минутам экранного времени. Снятые им сцены с участием Сергея Юрского (Иван Груздев), в частности, где Жеглов наступает ногой на плащ Груздева, не давая ему встать со стула, вошли в окончательный монтаж.
сцена из фильма "Место встречи изменить нельзя", снятая Высоцким
сцена из фильма "Место встречи изменить нельзя", снятая Высоцким
  • Если бы не Высоцкий и его увлекательные истории, которые он обычно выдумывал на ходу, не услышали бы мы от Садальского знаменитое: "Кошелёк, кошелёк... какой кошелёк!". Сцена с Костей Сапрыкиным ("Кирпичом") долго не получалась смешной, пока Говорухин не вспомнил байку Высоцкого о шепелявом космонавте и не предложил, чтобы Кирпич пришепетывал.
  • Мы могли бы не увидеть в фильме Ивана Бортника, если бы не Владимир Высоцкий. Это он посоветовал взять своего друга на роль Промокашки, которую Бортник блистательно исполнил. Кстати, Владимир Семёнович предлагал Бортника на роль Шарапова, но такой вариант режиссёром даже не рассматривался.
Промокашка (Иван Бортник) - кадр из фильма
Промокашка (Иван Бортник) - кадр из фильма
  • Владимир Семёнович написал специально для картины песню "Баллада о детстве". Песня не вошла в фильм, потому что Говорухин хотел, чтобы Жеглов смотрелся самостоятельным персонажем, а не популярным певцом-бардом Высоцким. Песня, кстати, достаточно известная такими строчками: "Было дело, и были подвалы. Было время, и цены снижали. И текли, куда надо, каналы. И в конце, куда надо, впадали..."
  • Высоцкий придумал для Жеглова жест, которым он резко сминает папиросы, ломая и выбрасывая их одну за одной, жест, очень точно вписывающийся в характер Жеглова.
  • Идея одеть своего Глеба Жеглова в кожаный плащ и шляпу тоже принадлежала Высоцкому. А вот сниматься в милицейской форме Владимир Семёнович категорически отказывался - ассоциация с людьми в форме той эпохи была ему крайне неприятна. В итоге в фильме есть всего одна сцена, где мы видим Высоцкого в парадном кителе.
Глеб Жеглов в парадном кителе - кадр из фильма
Глеб Жеглов в парадном кителе - кадр из фильма

Так что Владимир Высоцкий оказал огромное влияние на создание фильма "Место встречи изменить нельзя". Без него любимый фильм, который мы смотрим уже более сорока лет, просто бы не состоялся. Спасибо ему и, конечно, всем создателям кинокартины за непревзойдённый до настоящего времени шедевр!

А вам спасибо за внимание и до встречи!