Найти тему
Факты и рассуждения

Как тебе такое, Илон Маск? Часть 1

Сейчас говорят "лайфхак", в былые времена говорили "голь на выдумки хитра". Подразумевается лёгкий и быстрый способ решения технической задачи.

Где-то с начала 2010-х годов, когда Илон Маск и его деятельность стали узнаваемы во всём мире, в русскоязычном сегменте интернета стало юмористическим трендом выкладывать самые нелепые и забавные лайфхаки и подписывать их "как тебе такое, Илон Маск?". Но я хотел бы поговорить о лайфхаках из области социальной инженерии, т.е. случаях, когда ловкие дельцы взламывают с целью извлечения какой-либо выгоды сознание обывателя, причём так, что он об этом и не догадывается.

Конечно же, они существовали во все времена - фокусники, иллюзионисты… И аферисты в том числе.

Самый классический пример - литературный Остап Бендер, у которого и реальные прототипы были не слабее экранного воплощения.

С течением времени можно наблюдать как оригинальность и креатив в данных делах мельчают в геометрической прогрессии. Взять к примеру такую обобщенную сферу как реклама, продвижение любого продукта и публичность в целом.

В 19 веке была очень показательная история успеха алкогольного магната Николая Шустова. Родительского наследства ему едва хватило чтобы арендовать бывшую кузнечную мастерскую, купить перегонный чан и нанять троих рабочих. Имея крайне низкие стартовые позиции, он пошёл на усиленное продвижение своего продукта с помощью того, что сейчас называют SMM. Нанятые хорошо одетые студенты спрашивали в кабаках и трактирах "шустовскую водку", когда получали закономерный отказ (логично же, что сначала данный продукт был редкостью), могли устроить скандал и даже ударить обслуживающего. Странные случаи попадали в газеты, тем самым усиливая рекламный эффект. Закономерно, что со временем шустовские алкогольные напитки заполнили не только весь российский рынок, но и вышли на европейский, где вовсю шли аналогичные маркетинговые ходы.

-2
Публикации в прессе и реклама продукции "Шустов и сыновья". Источник: Яндекс-картинки
Публикации в прессе и реклама продукции "Шустов и сыновья". Источник: Яндекс-картинки

Образец самой нелепой рекламы магазина спецодежды в Кемерово, завирусившийся в сети лет 10 назад:

А теперь посмотрим как пытаются подняться с помощью схожих технологий современные "гении" SMMЕсли взять в целом публичных творческих людей - большую часть ХХ века, для продвижения и популярности наличие таланта было одним из необходимых условий. По моему субъективному мнению, что-то стало постепенно меняться на стыке 80-90-х годов. Например, стоило убрать из уголовного кодекса статью о мужеложстве, некоторые артисты специально пускали подобный слух о себе, ради громких заголовков газет и резкого привлечения внимания. Даже если в действительности предпочитали исключительно женщин. Конечно же, по прошествии определенного времени, такие фокусы перестали сильно удивлять публику, острая приправа приелась и стала безвкусной. Каждый придумывал легенду как мог, например, пиар-команда Витаса не мудрствуя лукаво запустила тему, что у певца есть жабры.

-4

Сергей Зверев -  в какой-то мере первопроходец в современной России по части пиара исключительно на внешнем облике. Источник: Яндекс-картинки
Сергей Зверев - в какой-то мере первопроходец в современной России по части пиара исключительно на внешнем облике. Источник: Яндекс-картинки

Но подлинным толчком к активности доморощенных гуру пиара явилось широкое распространение Youtube, ЖЖ, и многочисленных социальных сетей. Тут уже вовсю стало использоваться правило - чем хуже, тем лучше. То есть, чем более шокирующее, эпатажное и вызывающее поведение утечет в сеть на всеобщее обозрение, тем быстрее персонаж обретёт известность. Действительно, зачем годами прокачивать мастерство и профессионально расти, если можно в одночасье проснуться знаменитым с миллионами посещений личной страницы?

Читайте также: Как тебе такое, Илон Маск? Часть 2

Продолжение следует...