Найти в Дзене
Заметки моделиста

Как утопили советский "Комсомолец"

Когда-то не так давно, была такая страна под названием СССР. Когда небо было голубее, трава зеленее, а люди добрее - что-то планировали, проектировали и даже создавали (кстати говоря, очень неплохо получалось). И как раз в этой статье речь пойдет об одном из таких изобретений.
О том, как СССР создал одну из самых передовых и опасных атомных подводных лодок в мире, и о том, как этот флагман
Оглавление

Когда-то не так давно, была такая страна под названием СССР. Когда небо было голубее, трава зеленее, а люди добрее - что-то планировали, проектировали и даже создавали (кстати говоря, очень неплохо получалось). И как раз в этой статье речь пойдет об одном из таких изобретений.

О том, как СССР создал одну из самых передовых и опасных атомных подводных лодок в мире, и о том, как этот флагман советского флота затонул. Или может утопили? Давайте разберемся.

Фото подводной лодки проекта 685
Фото подводной лодки проекта 685

История создания К-278

В августе 1966 года командованием ВМФ было принято решение о разработке глубоководной атомной подводной лодки, которая должна погружаться на глубину в 2.5 раза превышающей показатели существующих подводных лодок.

Более того, данная АПЛ должна являться полноценным боевым кораблем, решающим широкий круг задач - поиск, обнаружение, слежение и уничтожение надводных и подводных кораблей/транспорта противника.

Проект обозвали 685, а разработка получила название "Плавник". Процесс проектирования затянулся на 8 лет. Технический проект атомохода был разработан и утвержден в 1973-1974 г.

Чертеж АПЛ проекта 685 в масштабе
Чертеж АПЛ проекта 685 в масштабе

Спуск на воду

Лодка получила номер К-278 и официально была заложена в Северодвинске 22 апреля 1978 года, а спуск на воду состоялся 9 мая 1983 года. А уже 20 октября 1983 года атомная подводная лодка вступила в строй Краснознаменного Северного флота.

Лодка имела двухкорпусную архитектуру, прочный корпус был сварен из титановых листов. Низкое гидродинамическое сопротивление и высокие скоростные качества, делали ее грозным противником для западных аналогов.

Фото советской АПЛ проекта 685
Фото советской АПЛ проекта 685

Прочный корпус лодки состоял из 7 отсеков:

1-й торпедный, был разделен двумя палубами. На верхней палубе размещались части торпедных аппаратов, стеллажи с торпедами и часть аппаратуры связи. На нижней палубе располагалась аккумуляторная батарея;
2-й жилой, также поделен на две палубы. На верхнем располагалась кают-компания, камбуз и санитарно-бытовые помещения, на нижней палубе - каюты личного состава. В трюме хранилась провизия, емкости с пресной водой и электролизная установка.
3-й центральный, имел соответственно две палубы. На верхней располагался основной узел управления и вычислительный комплек. На нижней находился дизель-генератор.
4-й реакторный. Здесь располагается паропроизводящая установка со всем оборудованием и трубопроводами первого контура.
5-й вспомогательный. Включает механизмы, обеспечивающие работу системы охлаждения.
6-й турбинный. Включается главный турбозубчатый агрегат а по бокам - два автономных турбогенератора и два основных конденсатора.
7-й кормовой. Здесь находился главный вал и приводы рулей управления.

АПЛ К-278 в момент отплытия с базы Северодвинска (предположительно)
АПЛ К-278 в момент отплытия с базы Северодвинска (предположительно)

После ввода в строй К-278 несколько лет проходила интенсивные испытания, как надводные так и подводные (в т.ч глубоководные). Были проведены погружения на предельную глубину с возможностью стрельбы из торпедных аппаратов.

Мировой рекорд

Так 31 июля 1985 года в Норвежском море лодка погрузилась на глубину 1027 метров и находилась там 51 минуту, после чего всплыв до отметки в 800 метров, успешно отстрелялась торпедными болванками и всплыла на поверхность.

-6

На глубине 1000 метров лодка не обнаруживалась гидроакустическими и другими средствами потенциального противника, а также являлась неуязвимой для его оружия.

В октябре 1988 года лодка получила название "Комсомолец".

Трагедия

Фото затонувшей АПЛ "Комсомолец" на дне Норвежского моря
Фото затонувшей АПЛ "Комсомолец" на дне Норвежского моря

Утром 7 апреля 1989 года в районе 11 часов, "Комсомолец" возвращался с боевого дежурства в Норвежском море. Двигаясь на глубине 380 метров со скоростью 8 узлов, в 7-м отсеке возникает очаг пожара, причину возникновения которого по сей день установить так и не удалось. В последующие 6 часов экипаж будет предпринимать все возможные попытки по ликвидации аварии.

Краткая хронология аварии:
- После возникновения пожара в
11:12 объявляется аварийная тревога;
- Лодка пытается всплыть на глубину
50 метров, ликвидировать пожар автоматическими системами не удается;
- Из-за распространения пожара, в огонь попадают силовые электрические системы. Срабатывает аварийная защита, что приводит к остановке атомного реактора. Лодка теряет ход на глубине
150 метров;
- Для дальнейшего всплытия подается команда продуть балласт, что по мнению экспертов и
привело к дальнейшей трагедии;
- При выполнении этой команды произошел разрыв трубопровода, расположенного в 7-м отсеке. Из-за чего внутрь отсека стремительно начал поступать сжатый воздух, что повлекло перерастание пожара из локального в объемный;

Фото затонувшей АПЛ "Комсомолец" на дне Норвежского моря
Фото затонувшей АПЛ "Комсомолец" на дне Норвежского моря

- В 11:16 лодка всплыла на поверхность, но горело уже два отсека 6-й и 7-й, и произошло задымление 2,3 и 5-го отсеков. В это же время происходит возгорание пультов в 3-м отсеке и взрыв горючих газов в 5-м;
- Происходит отключение основных электроцепей, питание подлодки переходит на аккумуляторную батарею. Подана команда запустить аварийный дизель-генератор;
- В
11:37 с лодки впервые отправляют сигнал бедствия, но получен он будет лишь после 8 попытки в 12:19.
- Через разрушенный трубопровод горячий воздух из 7-го отсека поступает в главную балластную цистерну. Что продувает ее и создает крен на левый борт;
- Не разобравшись почему образовался крен, лодку пытаются выравнять путем продувки других балластных цистерн. Это приводит к поступлению дополнительной порции сжатого воздуха в уже горящие отсеки;
- Экипаж подключенный к шланговым дыхательным аппаратам в которые поступают продукты горения, начинает постепенно выходить из строя путем отравления.
- В
13:20 базе на суше становятся известны координаты тонущей лодки;
- Все последующее время до
16:30 функционирующие остатки экипажа предпринимали попытки устранить крен и разведать обстановку аварийных отсеков;
- В
16:40 по лодке отдан приказ об эвакуации оставшегося экипажа;
- В
17:08 лодка с дифферентом на корму до 80 град. стремительно легла на дно Норвежского моря, и навсегда осталась на глубине 1858 метров с частью экипажа;

Фото затонувшей АПЛ "Комсомолец" на дне Норвежского моря
Фото затонувшей АПЛ "Комсомолец" на дне Норвежского моря

Заключение

Всего погибло 42 подводника, остальные тела и часть выживших были подняты на борт рыбопромысловой базы "Алексей Хлобыстов".

6 июня 1990 года подлодка была исключена из состава ВМФ;
В период
1989-1998 г. лодка была обследована глубоководными аппаратами "Мир". Проведено 7 экспедиций по извлечению записывающей и измерительной аппаратуры, а также по герметизации лодки для обеспечения радиационной безопасности.

Фото затонувшей АПЛ "Комсомолец" на дне Норвежского моря
Фото затонувшей АПЛ "Комсомолец" на дне Норвежского моря

Подведем черту.

Люди, которые занимались расследованием трагедии разделились на два лагеря: 1 - те кто считает что виноваты сами подводники, т.к по их мнению именно алгоритм их действий привел к трагедии, 2 - те кто винили во всем конструкторов и несовершенство самой подводной лодки.

А к какому лагерю относитесь Вы? Пишите свое мнение в комментариях