Когда-то не так давно, была такая страна под названием СССР. Когда небо было голубее, трава зеленее, а люди добрее - что-то планировали, проектировали и даже создавали (кстати говоря, очень неплохо получалось). И как раз в этой статье речь пойдет об одном из таких изобретений.
О том, как СССР создал одну из самых передовых и опасных атомных подводных лодок в мире, и о том, как этот флагман советского флота затонул. Или может утопили? Давайте разберемся.
История создания К-278
В августе 1966 года командованием ВМФ было принято решение о разработке глубоководной атомной подводной лодки, которая должна погружаться на глубину в 2.5 раза превышающей показатели существующих подводных лодок.
Более того, данная АПЛ должна являться полноценным боевым кораблем, решающим широкий круг задач - поиск, обнаружение, слежение и уничтожение надводных и подводных кораблей/транспорта противника.
Проект обозвали 685, а разработка получила название "Плавник". Процесс проектирования затянулся на 8 лет. Технический проект атомохода был разработан и утвержден в 1973-1974 г.
Спуск на воду
Лодка получила номер К-278 и официально была заложена в Северодвинске 22 апреля 1978 года, а спуск на воду состоялся 9 мая 1983 года. А уже 20 октября 1983 года атомная подводная лодка вступила в строй Краснознаменного Северного флота.
Лодка имела двухкорпусную архитектуру, прочный корпус был сварен из титановых листов. Низкое гидродинамическое сопротивление и высокие скоростные качества, делали ее грозным противником для западных аналогов.
Прочный корпус лодки состоял из 7 отсеков:
1-й торпедный, был разделен двумя палубами. На верхней палубе размещались части торпедных аппаратов, стеллажи с торпедами и часть аппаратуры связи. На нижней палубе располагалась аккумуляторная батарея;
2-й жилой, также поделен на две палубы. На верхнем располагалась кают-компания, камбуз и санитарно-бытовые помещения, на нижней палубе - каюты личного состава. В трюме хранилась провизия, емкости с пресной водой и электролизная установка.
3-й центральный, имел соответственно две палубы. На верхней располагался основной узел управления и вычислительный комплек. На нижней находился дизель-генератор.
4-й реакторный. Здесь располагается паропроизводящая установка со всем оборудованием и трубопроводами первого контура.
5-й вспомогательный. Включает механизмы, обеспечивающие работу системы охлаждения.
6-й турбинный. Включается главный турбозубчатый агрегат а по бокам - два автономных турбогенератора и два основных конденсатора.
7-й кормовой. Здесь находился главный вал и приводы рулей управления.
После ввода в строй К-278 несколько лет проходила интенсивные испытания, как надводные так и подводные (в т.ч глубоководные). Были проведены погружения на предельную глубину с возможностью стрельбы из торпедных аппаратов.
Мировой рекорд
Так 31 июля 1985 года в Норвежском море лодка погрузилась на глубину 1027 метров и находилась там 51 минуту, после чего всплыв до отметки в 800 метров, успешно отстрелялась торпедными болванками и всплыла на поверхность.
На глубине 1000 метров лодка не обнаруживалась гидроакустическими и другими средствами потенциального противника, а также являлась неуязвимой для его оружия.
В октябре 1988 года лодка получила название "Комсомолец".
Трагедия
Утром 7 апреля 1989 года в районе 11 часов, "Комсомолец" возвращался с боевого дежурства в Норвежском море. Двигаясь на глубине 380 метров со скоростью 8 узлов, в 7-м отсеке возникает очаг пожара, причину возникновения которого по сей день установить так и не удалось. В последующие 6 часов экипаж будет предпринимать все возможные попытки по ликвидации аварии.
Краткая хронология аварии:
- После возникновения пожара в 11:12 объявляется аварийная тревога;
- Лодка пытается всплыть на глубину 50 метров, ликвидировать пожар автоматическими системами не удается;
- Из-за распространения пожара, в огонь попадают силовые электрические системы. Срабатывает аварийная защита, что приводит к остановке атомного реактора. Лодка теряет ход на глубине 150 метров;
- Для дальнейшего всплытия подается команда продуть балласт, что по мнению экспертов и привело к дальнейшей трагедии;
- При выполнении этой команды произошел разрыв трубопровода, расположенного в 7-м отсеке. Из-за чего внутрь отсека стремительно начал поступать сжатый воздух, что повлекло перерастание пожара из локального в объемный;
- В 11:16 лодка всплыла на поверхность, но горело уже два отсека 6-й и 7-й, и произошло задымление 2,3 и 5-го отсеков. В это же время происходит возгорание пультов в 3-м отсеке и взрыв горючих газов в 5-м;
- Происходит отключение основных электроцепей, питание подлодки переходит на аккумуляторную батарею. Подана команда запустить аварийный дизель-генератор;
- В 11:37 с лодки впервые отправляют сигнал бедствия, но получен он будет лишь после 8 попытки в 12:19.
- Через разрушенный трубопровод горячий воздух из 7-го отсека поступает в главную балластную цистерну. Что продувает ее и создает крен на левый борт;
- Не разобравшись почему образовался крен, лодку пытаются выравнять путем продувки других балластных цистерн. Это приводит к поступлению дополнительной порции сжатого воздуха в уже горящие отсеки;
- Экипаж подключенный к шланговым дыхательным аппаратам в которые поступают продукты горения, начинает постепенно выходить из строя путем отравления.
- В 13:20 базе на суше становятся известны координаты тонущей лодки;
- Все последующее время до 16:30 функционирующие остатки экипажа предпринимали попытки устранить крен и разведать обстановку аварийных отсеков;
- В 16:40 по лодке отдан приказ об эвакуации оставшегося экипажа;
- В 17:08 лодка с дифферентом на корму до 80 град. стремительно легла на дно Норвежского моря, и навсегда осталась на глубине 1858 метров с частью экипажа;
Заключение
Всего погибло 42 подводника, остальные тела и часть выживших были подняты на борт рыбопромысловой базы "Алексей Хлобыстов".
6 июня 1990 года подлодка была исключена из состава ВМФ;
В период 1989-1998 г. лодка была обследована глубоководными аппаратами "Мир". Проведено 7 экспедиций по извлечению записывающей и измерительной аппаратуры, а также по герметизации лодки для обеспечения радиационной безопасности.
Подведем черту.
Люди, которые занимались расследованием трагедии разделились на два лагеря: 1 - те кто считает что виноваты сами подводники, т.к по их мнению именно алгоритм их действий привел к трагедии, 2 - те кто винили во всем конструкторов и несовершенство самой подводной лодки.
А к какому лагерю относитесь Вы? Пишите свое мнение в комментариях