Найти тему
Лариса Завойкина

Адаптация к детскому саду. Как прощаться с ребенком и другие вопросы

Скоро впервые в детский сад. Все больше поступает вопросов, связанных с адаптацией.

❓Далеко не во всех детских садах разрешают в первые дни находиться некоторое время в группе вместе со своим ребенком. Почему❓

Да, в муниципальных детских садах это не приветствовалось никогда, ну и тем более сейчас, пока все мы на полу-осадном положении из-за пандемии. Причин для этого много. Одна из них - каждый новый человек это целый букет индивидуальных микроорганизмов, с которыми каждый из нас постоянно живет и не замечает их.

Но то, что привычно уже для каждого, может спровоцировать какую-то инфекцию у других при тесном общении в закрытом пространстве групповой комнаты.

Детский иммунитет и так в период адаптации ослаблен стрессом, поэтому мы стараемся как можем оградить детей от лишних контактов.

Это одна из причин, по которой воспитательница, приходя утром, переодевается в другую одежду, переобувается и обязательно моет руки чтобы не вносить в группу хотя бы тех микробов, которые "прилипли" к ней по пути (в транспорте, например).

Не забывайте, что если Ваш ребёнок уже привычен к Вашим микроорганизмам, то другие дети - нет. В частных детских садах группы, как правило, маленькие, поэтому там меньше новых контактов и есть больше возможностей организовать присутствие мамы.

Есть и психологические причины, почему не желательно присутствие мамы в группе. Одна из них в том, что мам других детей, как правило, нет, а это сильно расстраивает остальных детей. Многие начинают в свою очередь беспокоиться, и даже плакать. Их ооочень тяжело удержать на позитиве и хорошем настроении, когда они видят, что у кого-то мама вот здесь, рядом, а у них - нет.

Надеюсь, что на этот вопрос я в общих чертах ответила. Идём дальше...

-2

❓Как правильно уйти утром от ребёнка, чтобы он не думал, что его бросили❓

Если вопрос развернуть, то в нем иногда звучит, что хотелось бы не уходить быстро, дождаться пока малыш сам отпустит.

Конечно же все малыши разные, мамы у них разные, обстоятельства разные... Может быть для кого-то это и правильный вариант. Но в моей практике такого ещё не встречалось.

Малыш 2-3 лет ещё не в состоянии сам сказать, что все, иди, я тут останусь. Да и 3-4 летние тоже ещё не на столько чувствуют себя уверенно без мамы и вряд ли сами это скажут. Их хрупкие плечики ещё не в состоянии нести ношу ответственности за многие решения, в том числе и за это. Поэтому взрослым приходится инициативу при расставании брать в свои руки.

Чем дольше мы с малышом прощаемся, тем тяжелее ему будет расставаться. Прощание не должно затягиваться. Даже с маленьким ребенком. И тем более в адаптационный период. Это я советую Вам и как воспитатель, и как мама.

При долгих прощаниях повышается тревожность ребёнка. Опять же поговорку про длинные проводы - долгие слёзы не мы придумали. Она работает и тут.

Я всегда прошу родителей переодеть ребёнка, быстро попрощаться и уйти, не сидеть в раздевалке. Даже если они оставляют первый раз ребенка на два часа. Он, зная, что Вы там, не может полностью погрузиться в изучение новой среды и общение с детьми, постоянно бегает проверить там ли Вы.

Пока вы собираетесь, пока идёте в детский сад, пока переодеваете своего малыша в раздевалке - говорите с ним. Говорите как Вы его любите (вот этого много не бывает, особенно в адаптационный период). Ребенок должен постоянно слышать и чувствовать, что он нужен и любим, и что по нему скучают.

Объясните, что Вам очень нужно сделать какие-то СВОИ дела пока ребенок в детском саду будет заниматься СВОИМИ делами. Хорошо бы узнать у воспитателей накануне, что они будут делать сегодня, чтобы придумать и преподнести ребенку это как очень нужное и интересное дело.

Например, вы знаете, что они сегодня будут читать новую сказку. Попросите малыша внимательно ее послушать, чтобы при встрече рассказать, потому что у вас этой сказки нет, а вам очень интересно. Это первое, что пришло мне в голову. Вариантов тысячи.

С моими детьми это работало безотказно. Они понимали, что идут в детский сад не потому что мне надо свои дела БЕЗ них переделать, а с МИССИЕЙ: научиться чему-то и научить друг друга или меня, или папу.

Главное правильно настроить малыша и себя на то, что вы:
- приводите,
- прощаетесь,
- уходите,
- занимаетесь по-отдельности своими делами,
- потом вы возвращаетесь,
- обязательно радуетесь встрече,
- обмениваетесь отчетами: кто что успел сделать за время, проведённое по-отдельности,
- идете погулять вместе,
- идёте домой.

Ребенку 3-4 лет можно оставить что-то свое личное. Например, свой носовой платочек положить в кармашек. И сказать, что когда он соскучится, можно подержать в руке платочек и мама это почувствует и пошлет свой лучик любви в ответ. Детей нельзя обманывать. Но им нужны сказки и волшебство. В это они верят безоговорочно. Не лишайте их веры в чудо.

У меня были случаи, когда я сама придумывала ребенку, что его мама просила меня передать ему вот этот фантик, чтобы через него чувствовать как у него дела. Конечно, маму я предупреждала, и всем было хорошо. Не поверите, даже тревожные малыши перестают плакать, если в кулачке держут кусочек маминой любви. Я не знаю, как это работает, но оно РАБОТАЕТ.

-3

❓Как задать вопрос ребенку❓

Обратите внимание, что малыши чаще всего отзеркаливают ваши вопросы. Если мама спрашивает "кто тебя сегодня ударил в садике?" в 9 из 10 случаев ребенок вспомнит, что его действительно кто-то стукнул. Если спросить "обижал ли тебя кто-то сегодня?" - так же окажется, что обижали.

Ну и наоборот, спросите у ребёнка в какую весёлую игру они сегодня играли? Чем с ним сегодня поделилась Машенька? И так далее. Те же 9 из 10 будут рассказывать, как все было здорово.

Поэтому и получается, что изначально позитивно настроенные родители формулируют вопросы в позитивном ключе, получают позитивные ответы своих детей и всегда отзываются о детском саде, воспитателях, детях хорошо и даже восторженно. А родители, настроенные на неприятности и ожидающие их - соответственно убеждаются, что все тут плохо.

В то время, когда малышу и не хорошо и не плохо, а просто идет нормальная жизнь: с кем-то поссорился из-за игрушки, а кто-то угостил конфеткой, возможно даже тот, с кем полчаса назад поссорился...