Я не знаю, плакать или смеяться. И не знаю, над кем - над фермерами или политиками.
Экономика России близка к нулю, народ готов идти свергать Путина, а чиновники обсуждают, что делать с навозом.
Мы сейчас в Совете Федерации пытаемся разработать законопроект, который регулировал бы обращение навоза, потому что отбиться без этого документа становится на селе невозможно. Но этот процесс длительный, необходимо дать определение навоза, определить, как с ним обращаться
И на первый взгляд кажется, что это - показатель недалекости и неэффективности чиновников.
А с другой стороны, надо спросить у фермеров: как до такого дошло, что сами фермеры, без указки сверху, не могут придумать, куда девать свои какашки, пардон?!
Вы наверное удивитесь, но навоз был всегда. И наши предки, например в 17-м веке, знали, что с навозом делать. И европейские фермеры сегодня тоже знают, что делать с навозом. А вот наши фермеры только сидят на завалинке и ждут инструкций. И кто в этом виноват? Путин?
Что делают с навозом русские
Выбрасывают. Часто - незаконно. Находят тихое местечко, и сваливают туда все отходы, пока никто не видит. В больших количествах навоз опасен: там много спор грибков, бактерий, глистов и других пакостей. В некоторых местах навоз превратился в биологическое оружие: реки загрязнены так, что рыба дохнет стаями, а местные жители задыхаются от смрада.
Поэтому и возник вопрос, что же делать с навозом. Вот только в цивилизованных странах этот вопрос решен давно и с умом. Учитесь!
Как европейцы зарабатывают на навозе
Способ раз: черви
Калифорнийский дождевой червь с радостью поедает навоз, превращая его в ценное гумусовое удобрение. Технология примитивна: берем кучу навоза, заселяем червями, ждем. Потом получаем деньги трижды: червей продаем на корм, из компоста выжимаем гумусовую жидкость и продаем цветоводам, оставшуюся массу продаем как компост любым фермерам или дачникам.
Почему именно калифорнийский: это просто дождевой червь, ничем не опасен, используется давно и успешно. Просто он крупнее обычного червя и "работает" быстрее и эффективнее
Способ два: получение электричества
Это уже сложнее, надо строить специальную установку. В этой установке навоз бродит, выделяет горючий биогаз. Этот газ собирают и используют для выработки тепла и электричества. Ту массу, что остается от навоза, потом тоже используют как удобрение.
Кстати, помните, в новостях смеялись, что европейцы собирают "выпуки" коров? Так вот это тоже горючий газ, который умные европейцы используют для получения прибыли. Коровы вырабатывают самый обычный метан, его надо только собрать и сделать концентрированным, и можно хоть машину заправлять коровьими миазмами.
Понимаете, да? Европейцы уже давно на навозе делают деньги, причем так, что все довольны: поля удобрены, вреда экологии никакого, и деньги выходят неплохие, ведь навоз - это отходы, условно-бесплатные.
А у нас сегодня, в 21-м веке, ценное сырье просто выбрасывается и загрязняет реки, а чиновники на высшем уровне пытаются придумать, как научить сельских работать.
И кто в этом виноват? Я часто слышу разговоры в духе "деревню убивают", но ведь это ложь. Никто наверху не сидит с мыслью "как бы убить деревню". Наоборот, чиновники бы и рады, чтобы деревня развивалась, но сами фермеры часто просто не хотят работать. Они привыкли со времен СССР, что им дают готовую инструкцию, вот и кивают вечно на чиновников. А ведь могли бы уже давно буквально делать золото из навоза, и безо всякого философского камня.
На первое время даже вложений больших не надо, если начать с червя. Это даже дешевле, чем незаконно сбрасывать навоз в лесах. Но у нас деревня выгодных путей почему-то не ищет. Как думаете, почему так? Почему в Европе фермеры постоянно что-то придумывают сами, а наши ленятся?