Найти тему
Дядька Черномор

Самый длинный в Крыму мост, который вовсе даже не мост. История и легенда о строительстве Аблямитского моста.

Наверное, сейчас самый знаменитый мост России — это Крымский мост. Интересно то, что в самом Крыму настоящих-то мостов почти нет, если не учитывать небольшие мостики через ручьи Дерекойку и Учан-Су в Ялте и речку Салгир в Симферополе. Ну, есть ещё переезды через Северо-Крымский канал. Парадокс в том, что и Крымский мост, несмотря на своё название, начинается практически за пределами Крыма, на самом выезде из него. Таким образом самым большим мостом в Крыму следовало бы признать Аблямитский мост через озеро Донузлав длиной около трёхсот метров. Но и здесь не всё так просто.

Аблямитский мост
Аблямитский мост

Озеро Донузлав разделяет между собой Сакский и Черноморский районы. Озеро узким клином вдается в степную холмистую равнину и больше напоминает русло широкой реки с высокими берегами, через которую проложен широкий мост. В народе он называется Аблямитский мост. Въезжающим в Черноморский район со стороны Евпатории никак не миновать этого места.

Общий вид Аблямитского моста
Общий вид Аблямитского моста

У этого моста своя очень интересная история. Раньше для того, чтобы добраться с Тарханкутского полуострова в Евпаторию или Симферополь, нужно было объезжать озеро Донузлав со стороны моря по песчаной пересыпи, либо с противоположной стороны. Длина озера составляет около сорока километров и это был длинный и не очень удобный для жителей северо-западного Крыма путь. В конце 19-го века состоятельный крымскотатарский помещик по имени Аблямит Челеби Мамбет Кади оглу, живший неподалёку от озера, решил за собственные средства построить мост для общественного пользования. Разрешение на строительство было получено в 1886 году. Для строительства были привлечены местные жители и наёмные работники. Для инженерных расчётов и руководства технической стороной строительства приглашались специалисты из Санкт-Петербурга. Аблямит-бей был щедрым человеком и хорошо оплачивал работу. Мост был построен всего за полгода. Содержание дорог ведущих к мосту, а впоследствии и самого моста осуществлялось за счёт казны.

Строительство Аблямитского моста
Строительство Аблямитского моста

Это был трех-арочный каменный мост, позволявший небольшим судам свободно перемещаться из одной части озера в другую. К сожалению, во время Великой отечественной войны мост был разрушен и был восстановлен лишь в 1964 году. Но уже не как мост, а как дамба, хотя все её по-прежнему называют Аблямитским мостом, таким же образом он обозначается на географических картах. Давно забыты имена более богатых его соплеменников, а добрые память об Аблямит-бее сохранится пока существует этот мост. Вот вам пример того, как благородные поступки оставляет свой неизгладимый отпечаток во времени. В крымскотатарском фольклоре, даже есть песня: «Аблямит копюр сайдыргъан» (Аблямит построил мост).

Строительство дамбы на месте разрушенного моста
Строительство дамбы на месте разрушенного моста

Эта дамба разделила озеро Донузлав на две разительно отличающиеся друг от друга части. С одной стороны это озеро с пресной водой, с другой морской залив соединяющийся с Черным морем и имеющий солёную морскую воду. Собственно, благодаря этой дамбе в настоящее время есть и озеро, и залив имеющие одинаковое название - Донузлав. Название одинаковое, а разница между ними колоссальна во всём и во флоре, и в фауне, именно благодаря разности в солёности воды в этих водоёмах.

Как это иногда бывает, возникновение моста со временем обросло легендами, одну из которых я вам сейчас расскажу.

Жили в Крыму два богатых татарина. Один был злой и жадный, другой щедрый и благородный. Жили они на берегу большого озера, на другом берегу которого был большой город, куда со всех окрестностей съезжались местные жители чтобы продать выращенный ими урожай или скотину. Всем им приходилось объезжать озеро вокруг. А было озеро узким и очень длинным, так что крюк получался немалый, иногда дня не хватало, чтобы обернуться. А дорога вокруг озера пролегала через земли жадного богача и брал он немалые деньги с усталых путников за проезд по своей земле и размещение на постоялом дворе для отдыха.

Строительство моста через Донузлав
Строительство моста через Донузлав

Тогда задумал другой из них, которого звали Аблямит-Бей, отсыпать дамбу в самом узком месте озера и проложить по ней дорогу. Деньги на это требовались немалые, но он был готов пожертвовать всем своим богатством, чтобы облегчить жизнь своим соплеменникам. Не понравилось это его богатому соседу, который терял от этого свои доходы и решил он помешать своему соседу. На том месте, где в озеро впадали родники велел он насыпать плотину и заполнить овраг водой.

Аблямит-Бей в это время нанял работников с гужевым транспортом, хорошо им заплатил, и начали возить они грунт и камни отсыпая дамбу, постепенно приближаясь к противоположному берегу. Но когда дамба была уже почти готова жадный бай приказал сломать свою плотину и хлынувшей водой смыло часть уже почти построенной дамбы.

Но Аблямит был мудрым человеком. Понял он, что его жадный сосед может опять учинить зло и нанести вред новому пути через озеро. Тогда решил он, что посреди дамбы надо оставить проход для воды и сделать трёх-арочный мост, по которому проляжет дорога, а под мостом можно будет проплывать на лодках из одной части озера в другую. Так он и сделал. С тех пор стали люди ездить в город по короткому пути, благодаря благородству и щедрости Аблямит-Бея, и с этого времени называется тот мост Аблямитским.

Более подробную и очень занимательную информацию о невероятном Тарханкуте вы можете получить из написанного мной иллюстрированного путеводителя «КРЫМ. На автомобиле по Тарханкуту», заказать который можно по e-mail – eiog53@gmail.com Стоимость книги 500 рублей, без стоимости доставки

Путеводитель по Тарханкуту
Путеводитель по Тарханкуту

Подписывайтесь! Будет много хороших и полезных советов, как получить максимум удовольствия от отдыха на море.